Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Изразцы


(устаревшее - то, что вырезано, обработано )

Русская изразцовая печьКерамические (глиняные) плитки, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др. Термин "изразец", или "образец", обычен в обиходе русского государства в эпоху феодализма. В западноевропейских государствах и на территории Белоруссии этот вид керамической продукции известен по письменным источникам как "кафель".

Внешний вид изразцов неодинаков. К древнейшей их разновидности относятся так называемые "горшковые" изразцы. Древнего Рима, получившие преобразование в Европе в эпоху средневековья в прямоугольные, имеющие в задней части румпу, т.е. глиняную коробку для крепления изразца к стене.

Горшковые изразцы происходят из археологического слоя XIV - XVI в. Они формировались на гончарном круге; ранние (XIV - XV в.) – на ручном, со значительной примесью крупнозернистого песка, поздние (XVI в.) – на ножном из красножгущейся глины хорошего качества включений в её состав.

Коробчатые изразцы, пришедшие на смену горшковым, в зависимости от технологии, разделяются на большие группы:
  1. Терракотовые, рельефные (XVI – XVIII в.)
  2. Зелёные поливные рельефные (XVII в.)
  3. Полихромные рельефные (XVII - XVIII в.)
  4. Полихромные расписные (XVIII в).

Камин облицованный изразцамиТехнология изготовления коробчатых изразцов XVI-XVII веков сложнее технологии производства горшковых изразцов и показывает качественно новый уровень гончарного ремесла позднефеодального периода. Лицевая пластина коробчатых изразцов оттискивается в специальных формах, изготовленных из дерева или глины (матрицах). На матрице вырезался орнамент, который затем передавался изразцу.

Красота изразцового убранства зависела в древности от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Недаром само слово «изразец» – это то, что вырезано, обработано.

Формовка коробчатого изразца производилась в несколько этапов.

Матрицу клали на гончарный круг, затем, присыпав тонким слоем песка, заполняли сырой глиняной маской – мягкой и вязкой. Тщательно вминали её во все неровности, мельчайшие углубления рельефа, чтобы не образовались пустоты. Когда форма заполнялась доверху, выравнивали правильцем верхний слой глины. Медленно поворачивая круг, изразцовой пластине наращивали румпу. Когда после воздушной усадки глина затвердевала, изразец снимали с формы, окончательно просушивали и обжигали. Температура обжига равнялась 700-7500 °C, изразцы с поливой обжигались при температуре свыше 9500 °C. Для их обжига использовалось несколько горнов, т.к. нанесение поливы требовало повторного обжига изразца, и наличие одной обжигательной камеры не могло удовлетворить мастера. Горн имел цилиндрическую форму, состоял из двух камер, нижняя из которых выполняла роль топки.

В технике обжига важен каждый градус, каждая минута, т.к. один и тот же состав поливы при разном режиме обжига может дать различную цветовую окраску. Основных цветов в русском изразце пять – белый, желтый, синий, зелёный, коричневый. Расцвечивают изразцы глазурями, эмалями (непрозрачными, т.н. глухими глазурями), ангобами.

Рельефный изразецГлазурь – тонкий (0,1-0,3 мм.) стекловидный слой, нанесённый на поверхность керамического изделия и закреплённый на нем обжигом. Эмали предохраняют керамические изделия от загрязнения, придают им красочность, снижают влагопроницаемость. Правильно подобранная глазурь повышает прочность керамических изделий. Глазуровать можно как нерасписанные изделия, так и расписанные подглазурными красками и ангобами.

Глазурь наносится на поверхность изделия кистью, а так же окунанием и обливанием.

В качестве красящих компонентов в состав глазурей вводят: оксид меди CuO – для получения зелёного и сине-зелёного цветов; оксид хрома CrO3 – зелёный краситель; оксид марганца MnO – придающий коричневый, фиолетовый и розовый цвета; оксид кобальта CoO – придающий синий цвет различных оттенков; селенокадмиевые пигментыцвет от оранжевого до алого; оксид железа Fe2O3цвет от желтого до коричневого и другие вещества.

После высыхания глазури изделия обжигают, а чтобы глазурь не потрескалась, изделия должны медленно остывать вместе с печью.

Ангоба — это глина, разведенная до консистенции сметаны. Цветной ангобой расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Разноцветную ангобу получают разными способами. Подбирают природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральная ангоба имеет приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), красно-коричневый, серый, желтый и т.д. Смешивая натуральную ангобу между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгущуюся глину.

Расписной изразец XIX векаПриобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета — синие, зеленые а также черный. Поэтому гончары просто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов. Готовая ангоба часто имеет неопределённую окраску, и трудно поверить, что после обжига они приобретают конкретный, ярко выраженный цвет. Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью или рожком.

Роспись ангобой производится до обжига, когда изделие находится в твердом состоянии. Изделее подсохщее, но ещё содержит достаточно влаги. Именно это обеспечивает наиболее прочное сцепление ангобы с поверхностью изделия.

Роспись выполняют либо непосредственно на изделии, либо после предварительной грунтовки белой ангобой. Настоящий цвет у ангобы проявляется после обжига. Многие из них имеют мягкую, приглушенную окраску, но если перед обжигом на ангобу был нанесён тонкий слой глазури, краски становятся сочными и яркими.

Испокон веков мастера подбирали материалы, которые между собой сходятся. Восточные керамисты приметили, что на лессовых, богатых кальцием глинах, которые преобладают в Средней Азии, хорошо, прочно держатся щелочные эмали и глазури. На их основе окиси меди и кобальта дают очень яркие голубые и синие тона. Наши же русские глины большей частью красные, богатые железом. На них лучше держатся глазури и эмали, богатые свинцом и оловом, на основе которых те же самые окиси меди дают не голубые, а зелёные тона, синий же цвет выходит более блёклый.

Красный изразец XVII в.
Красный изразец XVII в.

Изразцы в оформлении Покровского храма
Изразцы в оформлении Покровского храма.

Полихромный расписной изразец
Полихромный
расписной изразец.



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.