Ноктюрн
(по-франузски nocturne - ночной)
В XVIII в. - многочастное произведение, близкое к дивертисменту, серенаде, для ансамбля духовых инструментов, иногда в сочетании со струнными; как правило, нактюрн исполнялся вечером, на открытом воздухе. В XIX в. - музыкальная пьеса певучего, в основном лирического, созерцательного характера. Ноктюрн пишется в медленном или умеренном темпах; нередко средняя часть имеет несколько оживленный темп со взволнованным оттенком. Ноктюрн встречается в репертуаре духовых инструментов: Л. Булгакова - для флейты, Р. Дюкло - для гобоя; А. Гедике - для кларнета, А. Эшпая - для саксофона, Э. Бозза - для фагота, Г. Сальникова - для валторны, Ж. Ибера - для трубы, Ж. Массиаса - для тромбона, М. По - для трубы и т.д.
Дж. Филд своими ноктюрнами (17 или 20) утвердил этот жанр как небольшую одночастную напевную лирическую фортепианную пьесу мечтательного характера, обычно в репризной трёхчастной форме. Эту разновидность ноктюрна культивировал Ф. Шопен, углубивший и обогативший её (Ноктюрны ор. 9, 15, 27, 32, 37, 48, 55, 62, 72, 2 без опуса, всего 21 пьеса). Р. Шуман в понимании жанра исходил из одноимённых новелл Гофмана, акцентируя в своих ноктюрнах (op. 23, 1839) причудливо-фантастические черты. К. Дебюсси назвал "Ноктюрнами" триаду оркестровых пьес ("Облака", "Празднества", "Сирены", 1897-1899 г.), под впечатлением носящей то же название серии импрессионистических картин английского художника Дж.Э. Уистлера (1834-1903 г.). Обозначение ноктюрн применялось также М. Регером (в "Четырёх фортепьянных пьесах" без опуса, 1903 г.), П. Хиндемитом (в фортепианной сюите "1922"). В русской музыке образцы ноктюрнов имеются у М.И. Глинки, А.П. Бородина, П.И. Чайковского.
Возникновение ноктюрна, как музыкального жанра.
Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся на рассвете (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта).
В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.
Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.
Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию, и даже использовать более свободную форму.
Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 — лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы.
Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси.
В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstucke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.
Портрет Фредерика Шопена. Эжен Делакруа.
|
М.И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила. И.Е. Репин. 1887 г.
|
Клод Дебюсси.
|