Егоров Алексей Егорович
(1776 — 1851 г., Петербург)
Русский живописец и рисовальщик, профессор исторической живописи. Как преподаватель Академии художеств оказал большое влияние на русское искусство. Под его руководством совершенствовались Брюллов, Басин, Марков и другие. По происхождению калмык, родился в улусе орды, ушедшей из-за Волги в китайские владения. Будучи захвачен казаками, преследовавшими орду, он, 6 лет от роду, попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 г. был переведен в ученики Санкт-Петербургской Академии Художеств.
В академических классах Егоров учился у профессоров И.А. Акимова и Г.И. Угрюмова. Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры. Окончив в 1797 г. Академию с правом заграничной поездки для совершенствования в искусстве, Егоров лишь в 1803 г. вместе с другими выпускниками попадает в Рим. До этого времени он был оставлен преподавать рисование в академических классах - честь редкая для вчерашнего выпускника.
О пребывании Егорова в Италии ходило множество легенд. Из одной узнаем, что при первом же посещении натурного класса русский художник поразил присутствующих своим мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно, в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели, потому что к моменту его прихода в класс более удобные места оказались занятыми. Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства: в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: "А вот так вы умеете?" - изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав с большого пальца левой ноги. Говорили, что после этого случая за рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения. Егоров приобрел в Италии необычайную популярность. Его талант высоко ценили ведущие мастера классицизма - А. Канова и В. Камуччини, последний даже использовал эскизы Егорова для своих композиций. Папа Пий VII предлагал ему остаться в Италии в качестве придворного живописца. Однако художник не воспользовался этой возможностью и летом 1807 г., по окончании срока пенсионерства, возвратился в Петербург.
По возвращении совсем в 1807 г. в Санкт-Петербург был назначен адъюнкт-профессором исторической живописи в Академии и вскоре затем возведен в звание академика за эскиз картины "Положение во гроб". Дальнейшая, более чем тридцатилетняя, служба в Академии Художеств принесла ему постепенное восхождение к вершинам академической карьеры. В 1812 г. он становится профессором исторической живописи, в 1831-м - профессором 1-й степени, а в 1832-м - заслуженным профессором - высшее звание в академической иерархии. Также Егоров преподавал рисование императрице Елизавете Алексеевне. В 1814 г. окончил лучшее свое произведение "Истязание Спасителя" (находится ныне в Императорском Эрмитаже). Пользуясь громкой известностью, как превосходный рисовальщик, он написал множество картин, преимущественно религиозного содержания; его образа и целые иконостасы украшают строившиеся или обновлявшиеся в его время храмы столицы и многие иногородние церкви.
Неизменно пользовавшийся уважением многочисленных учеников и коллег-художников, Егоров не мог и предположить, какой удар ожидает его на склоне лет. В 1835 г. Николаю I, считавшему себя знатоком искусства, не понравились образа для церкви Святой Троицы Измайловского полка. Царь объявил, что они "равномерно дурно написаны", и велел внести в протокол Академии выговор тем, кто их писал. В числе таковых оказался и Егоров. Однако настоящая беда пришла пять лет спустя, в 1840 г., когда разгневанный Николай I распорядился "отправить без промедления в Академию Художеств" как не отвечающие должному художественному уровню образа, написанные Егоровым для церкви Царского Села. И хотя специально созванный Совет Академии вступился за честь художника, император "высочайше повелеть соизволил: в пример другим уволить его вовсе от службы". Однако, Егоров не упал духом и продолжал работать до конца своей жизни. Изгнанный из стен Академии, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников - К.П. Брюллова, А.Т. Маркова, К.М. Шамшина и др. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением.
Его работы отличаются строгой, академической правильностью рисунка, но холодны по замыслу и экспрессии и страдают безжизненным, хотя и гармоничным колоритом. Но Егоров оставил по себе память как отличный преподаватель, имевший влияние на образование нескольких поколений художников. Он занимался также гравированием крепкой водкой и издал серию исполненных этим способом гравюр, изображающих различные события священной истории. Работы Егорова находятся во многих санкт-петербургских церквях, как, например, Казанском и Троицком соборах, в церкви Таврического дворца, в Конюшенной церкви, а также в Царском Селе и Новгороде.
"Отдых на пути в Египет". А.Е. Егоров. Масло.
|
"Благовещение". А.Е. Егоров. Картон, масло. Петербург. 1930-е г.
|
"Купальщица". А.Е. Егоров. Масло. 1813 г.
|