Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Натуралистический

Гюстав Курбэ Соотносящийся по значению с существительными: натурализм, натуралист, связанный с ними, а так же свойственный натурализму, натуралисту, характерный для них.

Натуралистическая философия.

В философии - это такой взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий "сверхъестественное", универсальный принцип объяснения всего сущего. Так как понятие природы истолковывается при этом различно, натурализм свойственен как некоторым разновидностям материализма (стихийный, естественнонаучный, механистический, вульгарный и т.д.), так и некоторым идеалистическим течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевлённостью (панпсихизм) или одухотворённостью (пантеизм). В социологии натурализм присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой (географическая школа в социологии), биологическими и расовыми особенностями людей и т.д. (биологическое направление в социологии). В этике натурализм характеризуется выведением принципов морали из некоего природного начала (космоса, органического мира, биологии или психологии человека), он свойственен таким этическим направлениям, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, этический эволюционизм. Натурализм был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17-18 в., исходившей из некоей внеисторической природы человека (концепции "естественного человека", естественного общества, естественной морали, естественного права).
Диалектический и исторический материализм преодолевает натуралистический подход к обществу и человеку, присущий в той или иной мере всем формам метафизического материализма, и утверждает специфический характер закономерностей социально-исторического развития, не сводимых к каким-либо абстрактным и неизменным "природным" началам.

Натуралистическая живопись.

Адольф МенцельВ сфере искусства натурализм разрабатывался прежде всего в творчестве французских писателей – братьев Э. и Ж. Гонкуров и Эмиля Золя, которые считали, что художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, позитивистской правдой. Стремясь рассказать о человеке «все подноготную», натуралисты проявляли особый интерес к биологическим сторонам жизни. Натурализм в литературе и живописи проявляет себя в сознательно откровенном показе физиологических проявлений человека, его патологий, изображении сцен насилия и жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Фотографичность, деэстетизация художественной формы становятся ведущими признаками этого направления.

При всей ограниченности творческого метода, отказе от обобщений и анализа социально-экономических проблем жизни общества, натурализм введением в искусство новых тем, интересом к изображению «социального дна» и новыми средствами изображения действительности способствовал развитию художественного видения и становлению критического реализма в XIX веке (представители: Э. Мане, Э. Дега, М. Либерман, К. Менье, художников-веристов в Италии и т.д.), однако в живописи натурализм не оформился в целостное последовательное явление, как в литературе.

В советской критике 1930-х — 1970-х г. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.


Деревенская любовь (Жюль Бастьен-Лепаж)
Деревенская любовь.
Жюль Бастьен-Лепаж

Бурлаки, идущие вброд (Илья Ефимович Репин)
Бурлаки, идущие вброд.
Илья Ефимович Репин

Женщина, пекущая хлеб (Жан-Франсуа Милле)
Женщина, пекущая хлеб.
Жан-Франсуа Милле.
1854 г.



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.