Музееведение
(музеология)
Научная дисциплина, изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела. В русскоязычной литературе, как правило, употребляются в качестве равнозначных термины "музееведение" и "музеология". В последнее десятилетие ХХ в. как реакция на социализацию музея и усиление теоретического направления в музееведении наметилась тенденция разделять понятия "музееведение" и "музеология", что находит отражение, главным образом, в разделении образовательных стандартов двух специальностей.
Разница между музееведением и музеологией как научными дисциплинами не прослеживается, так как в рамках теоретического музееведения реализуется системный подход и исследуется и обсуждается весь современный спектр проблем, связанных с сохранением и актуализацией всех форм культурного и природного, движимого и недвижимого, материального и нематериального наследия. Постановка и решение проблем в широком социо-культурном контексте обусловило утвердившуюся на рубеже 20 и 21 в. тенденцию относить музееведение к культурологическим дисциплинам.
Общее музееведение изучает закономерности, характерные для любого музея как института социальной памяти. Специальное музееведение, связанное с профильными дисциплинами, изучает эти закономерности применительно к особенностям и функционированию музея определенного профиля. Как научная дисциплина музееведение имеет свой объект, предмет, метод, язык и структуру.
Объект музееведения — музей и музейное дело как общественное явление во всех их проявлениях. Предмет музееведения — объективные закономерности, связанные с социальной обусловленностью возникновения и функционирования музеев; относящиеся к процессам накопления, сохранения и трансляции социальной информации, традиций и эмоций посредством музейных объектов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея. Также предметом является изучение особых сторон первоисточников, сосредоточиваемых в музеях в соответствии с их специализацией, а также особых аспектов в развитии явлений природы и общественной жизни.
Таким образом, музееведение изучает систему музеев и собственно музей как исторически обусловленный общественный институт, его внутреннюю организацию, зависящую от социальных условий и состояния профильных дисциплин. Музееведение исследует социальные функции музеев, проявляющиеся в комплектовании первоисточников, неразрывно связанном с изучением природы и общества, в научном документировании, исследовании и хранении музейных предметов, создании экспозиций и выставок как характерных форм научной популяризации, в научно-просветительской, идейно-воспитательской деятельности.
С последней функцией связано также изучение психолого-педагогических вопросов (в частности, воздействие музея на посетителя). Музееведческое исследование первоисточников — музейных предметов — преследует цели наиболее полного выявления их коммуникативных функций; определения режимов хранения, методов консервации, реставрации; всестороннего документирования и подготовки источников для оптимального научного и образовательно-воспитательного использования; раскрытия экспрессивных возможностей музейных предметов, т.е. определение эмоционального заряда источника и возможности его использования при экспонировании и в различных видах массовой работы.
Метод музееведения. Музееведение пользуется методами, заимствованными из арсенала различных гуманитарных и естественных наук (рентгенография, спектрография, взаимная документация, сравнительный анализ, типологизация, химический анализ, и другие методы естественных наук; методы полевого исследования, непосредственного наблюдения; социологические методы в процессе комплектования музейных предметов, изучения посетителей и т.д., экспериментальные методы, в т.ч. исторический эксперимент; метод моделирования и др.). В то же время, будучи интегрированными в структуру музееведения и приспособлены к решению его задач, эти методы выступают в совокупности, не свойственной другим наукам и, таким образом, приобретают новое качество.
В структуру музееведения входят: теория музейного дела; история музейного дела, включая музееведческую историографию; музейное источниковедение; научная методика всех специфических сторон деятельности музеев и музееведческого исследования.
Музееведение как формирующаяся научная дисциплина находится в стадии выработки собственного языка. В арсенале музееведческого понятийного аппарата сегодня присутствуют термины, заимствованные из других областей знания; термины заимствованные, но адаптированные к исследовательским задачам музееведения и приобретшие в контексте музееведения значение, отличное от изначального; наконец, собственные музееведческие термины, не встречавшиеся в языке других наук. Однако в настоящее время необходима корректировка и унификация понятийного аппарата на новом уровне.
Объективная сложность музееведения предопределяет множественность его связей с другими науками. Музееведение связано как с общественными, так и с естественными научными дисциплинами. Особенно много общности с теми научными дисциплинами, в том числе специальными и вспомогательными, которыми определяются профили соответствующих музеев (история, археология, этнография, литературоведение, зоология, геология, искусствознание и др.). Вместе с тем различные дисциплины не механически связаны с музееведением, а интегрированы им как самостоятельной отраслью знаний.
Учебник по музеологии.
|
Интерьер кафедры музееведения.
|
Музейная экспозиция.
|