Ниагарский водопад
(по-английски Niagara Falls)
Общее название трёх водопадов на реке Ниагара, отделяющей американский штат Нью-Йорк от канадской провинции Онтарио. Ниагарские водопады - это водопад «Подкова» (Horseshoe Falls), иногда ещё называемый Канадским водопадом (Canadian Falls), Американский водопад (American Falls) и водопад «Фата» (Bridal Veil Falls). Хотя перепад высот и не очень велик, водопады очень широки, и по объёму проходящей через него воды Ниагарский водопад - самый мощный в Северной Америке.
Ниагарский водопад соединяет озёра Эри и Онтарио (уровень воды в озере Эри на 99 м. выше, чем в Онтарио). Образовался примерно 8-9 тыс. лет назад на уступе куэсты, сложенной доломитовыми известняками и глинистыми сланцами.
Высота водопадов составляет 53 метра. Подножие Американского водопада заслоняет нагромождение камней, из-за чего его видимая высота - только 21 метр. Ширина Американского водопада - 323 метра, водопада «Подкова» - 792 метра.
Красота этого чуда природы привлекает множество туристов со всего света, что способствует процветанию городов, расположенных на берегах водопада - Ниагара-Фолс (Niagara Falls), штат Нью-Йорк, США и Ниагара-Фолс, провинция Онтарио, Канада.
Наиболее красочный вид на водопад открывается с канадского берега. В нескольких сотнях метров ниже по течению от водопада через Ниагару перекинут «Радужный мост» (Rainbow Bridge), открытый для передвижения легкового автотранспорта и пешеходов между двумя странами.
Под водопадом построены гидроэлектростанции, которые на данный момент вырабатывают до 4,4 гигаватт электроэнергии.
Имя «Ниагара» берёт своё название от ирокезского слова «Onguiaahra», что в переводе означает буквально «Гром Воды». Местными коренными жителями являлось ирокезское племя Онгиара (Ongiara), которых французские поселенцы прозвали Нейтралами (Neutrals) за их способность переговоров с другими племенами.
Индейская легенда рассказывает о красивой девушке Лелавалае (Lelawala), которую отец обручил с индейским воином, которого она не любила и презирала. Замужеству она предпочла принести себя в жертву её истинной любви, богу грома Хе-Но (He-No), жившему в пещере под водопадом «Подкова». Она направила своё каноэ в быстрый поток реки Ниагары и бросилась с высоты водопада. Хе-Но поймал её на лету, и с того времени их души стали жить вместе в святилище Бога Грома под водопадом. Так гласит индейская легенда.
Существуют некоторые разногласия, кто из европейцев первым описал увиденные им водопады. Этот район в начале 1604 года был посещён французским исследователем Самюэлем де Шампленом (Samuel de Champlain). Участники его экспедиции сообщили ему о зрелищных водопадах, которые он описал в своём журнале, но воочию никогда не видел. Заслуживают доверия собственноручные описания водопада финно-шведским натуралистом Пером Кальмом (Pehr Kalm), сделанные в ходе экспедиции по этим местам в начале XVIII века.
Большинство историков, однако, сходятся во мнении, что католический священник Отец Луи Энпен (Louis Hennepin) увидел и описал водопады гораздо раньше, в 1677 году, после путешествия по этому району вместе с французским исследователем Ласалем (Rene-Robert Cavelier, Sieur de La Salle), таким образом представив их миру.
В XIX веке туризм вошёл в моду, и к середине века эта отрасль стала основной в этом регионе. Брат Наполеона Бонапарта Джером вместе со своей невестой посетил это место в начале XIX века. Требовалась переправа через реку, и в 1848 году был построен сначала пешеходный, а затем и Ниагарский подвесной мост архитектора Чарльза Эллета (Charles Ellet), который позднее в 1855 году был заменён другим подвесным мостом архитектора немецкого происхождения Джона Рёблинга (John Augustus Roebling), впоследствии построившего Бруклинский мост в Нью-Йорке.
После окончания Гражданской войны железная дорога New York Central стала рекламировать Ниагарский водопад как центр удовольствий и место свадебных путешествий. В связи с возросшим железнодорожным движением в 1886 году каменно-деревянный мост Роблинга был заменён мостом Лефферта Бака (Leffert Buck), сделанного в основном из металлических конструкций. Этот мост до сих пор пользуется для железнодорожной переправы через реку. Первый металлический арочный мост возле водопада был построен в 1897 году. Известный сегодня как Мост стремительных водоворотов (Whirlpool Rapids Bridge), он используется для автомобильного, железнодорожного и пешеходного движения между США и Канадой сразу за водопадами ниже по течению. В 1941 году комиссия по мостам закончила третью переправу в непосредственной близости от водопадов, построив Радужный мост (Rainbow Bridge), используемый для автомобильного и пешеходного движения.
Популярность водопада среди туристов резко возросла после окончания Первой мировой войны в связи с распространением автомобильного движения. История водопада XX века связана, прежде всего, со строительством электростанций в непосредственной близости от водопада и расцветом строительства и развития территории, как на канадском, так и на американском берегу.
Ниагарский водопад. И.К. Айвазовский. 1893 г.
|
Туннель под Ниагарским водопадом.
|
Водопад Подкова. Канадская сторона Ниагары.
|