Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Мемориальные сооружения


(от латинского memorialis - памятный)

Комплекс братского кладбища в Риге Архитектурные произведения и образцы изобразительного искусства, которые были созданы в честь отдельных событий истории или исторических лиц: монументы, гробницы, мазары, мавзолеи, надгробия, памятники, колонны, триумфальные арки, храмы, обелиски. В наши дни – скульптурно-архитектурные комплексы (порою дополненные и произведениями других видов искусства) или архитектурные произведения (мемориальные музеи, мавзолеи), предполагающие ансамблевое, пространственно-развитое решение образа.

На возникновение мемориальных сооружений нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению идеальной человеческой личности), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в искусстве 18 — 1-й половине 19 в. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается архитектурный монумент, связанный с дикой природой или пейзажным парком (утопические проекты французских (Э.Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные мавзолеи), возникают мемориальные сооружения, в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов — национальных героев, павших в битвах ("Проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 г.", 1815 г., архитектор А.Л. Витберг, "Мемориал героев Освободительной войны 1813 г. близ Келькхейма", Гессен, 1842—1863 г., архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер).

На протяжении 19 в. в облике и конструкции мемориальных сооружений ампир сменяется эклектикой и псевдостилями, зачастую мемориальные сооружения приобретают помпезный, ложно-торжественный вид ("Монумент Виктору Эммануилу II в Риме", 1885—1911 г., архитектор Дж. Саккони, "Памятник Битвы народов близ Лейпцига", 1898—1913 г., архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Многочисленные мемориальные сооружения 10-х — 30-х г. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914—1918 г.), связанные с традициями «модерна» и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда — использованием элементов народной архитектуры (проект памятника «Мировому страданию», 1915 г., скульптор И.Д. Шадр; "Ансамбль Братского кладбища в Риге", 1924—1936 г., скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др., "Памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда", 1934—1938 г., скульптор и архитектор И. Мештрович, "Комплекс в Тыргу-Жиу", 1937—1938 г., скульптор и архитектор К. Брынкуши).

Памятник А. Линкольну (Вашингтон, 1914-22)Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914—1422 г., архитектор Г. Бэкон и Т. Джефферсона, 1939—1941 г., архитектор Дж.Р. Поуп и др.; оба — в Вашингтоне). Особенно многотипны мемориальные сооружения, воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939—1945 г., строительство которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративной живописи, строятся на симфонически-многообразных контрастах и созвучиях пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое настроение; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему мемориальных сооружений.

Если в многочисленных мемориальных сооружениях, оформляющих кладбища американских солдат ("Кладбище близ Флоренции", 1959 г., архитектор Ф. Мак-Ким, У. Мид и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами ("Комплекс на Виа Аппиа близ Рима", 1951 г., архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; "Мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре", 1960—1965 г., архитектор Б. Богданович; "Мемориальные сооружения на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде", 1958 г., скульпторы Ф. Кремер, В. Грцимек и др.), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме мемориальных сооружений, связанных с последней войной, — "Памятник силезским повстанцам близ Катовице", 1949—1952 г., скульптор К. Дуниковский; "Мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410 г.", 1959—1960 г., скульптор Е. Бандура) главное значение приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском окружении — с закономерностями застройки.

Пагода - буддийское мемориальное сооружение
Пагода - буддийское
мемориальное сооружение.

Музейно-мемориальный комплекс в Татарстане
Музейно-мемориальный комплекс
в Татарстане.

Монумент борцам Сопротивления фашизму
Монумент борцам Сопротивления
фашизму в Бухенвальде.
Ф. Кремер. 1958 г.



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.