Кватроченто
(от итальянского quattrocento, буквально - четыреста)
Общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и многих других.
Мировоззренческие принципы и тенденции кватроченто оказали несомненное влияние на искусство последующих веков — от классицизма и романтизма до определённой направленности в развитии культуры вообще. Для искусства Кватроченто, отразившего сложение жизнеутверждающего ренессансного мироощущения, характерны поэтическая цельность мировосприятия, поиски новых, научно обоснованных средств изображения реального мира, многообразие творческих индивидуальностей и художественных школ.
В изобразительном искусстве этот период знаменуется окончательным переходом от гармоничной условности и образного строя средневековья, в значительной степени подчинённых идеалам духовности и каноническим нормам раннехристианской культуры (переход этот наметился ещё в эпоху проторенессанса — дученто и треченто),— к системе взглядов, представлений и правил, послуживших основой для формирования концепции фигуративного искусства, т.н. реализма, и, в свою очередь, ставших питательной средой для такого направления, как академизм.
Кватроченто характеризуется расцветом архитектуры, живописи и скульптуры. В этот период в Италии работала целая плеяда выдающихся мастеров, и среди них — архитекторы Ф. Брунеллески и Л.Б. Альберти, скульптор Донателло, Лоренцо ди Бартоло и Андреа ди Микеле Чони. В XV в. начали работать Рафаэль, Микеланджело, творил Леонардо да Винчи, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантеньи, Джованни Беллини и Сандро Боттичелли.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Ф. Брунеллески.
|
Мадонна с гвоздикой. Леонардо да Винчи.
|
Благовещение. Сандро Боттичелли.
|