Мягкий стиль
1)Направление в искусстве Западной Европы (в основном чешском и немецком) эпохи поздней готики (1380-е – 1430-е г.). Работы, выполненные в технике мягкого стиля и пронизанные влиянием неортодоксальных экзотерических учений, отличаются особой эмоциональной насыщенностью и лиричностью образов, которая свидетельствует об отходе от иератизма искусства средневековья. В живописи типичными образцами мягкого стиля являются произведения мастера «Тршебоньского алтаря», Конрада из Зёста, так называемого Верхнерейнского мастера, в скульптуре - так называемые прекрасные мадонны (небольшие алтарные статуи из камня или дерева, реже из алебастра).
2) В широком смысле, синоним "интернациональной готики", "придворной готики", "поздней готики" - европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд, изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором. Мягкий стиль развился в Бургундии, Богемии и Северной Италии примерно с 1380 по 1430 годы.
Стиль.
Отличительные черты живописи мягкого стиля: красочность, изысканность и декоративность, экзальтированность, утончённость. Как завершающий, финальный этап развития стиля, он отличается некоторым маньеризмом: экспрессивностью форм, остротой, графичностью и гротеском. В архитектуре этому стилю живописи будет соответствовать так называемая «пламенеющая готика», также необыкновенно вычурная. Частые золотые фоны, пренебрежение пространственной глубиной, плоскостность, отсутствие световоздушной среды и прочие черты средневекового искусства сочетаются при этом с высокими ремесленными живописными навыками, тщательностью в разработке деталей костюма и интерьера, проработанностью драпировок, лиц, а также растений.
Распространённость.
Этот куртуазный стиль культивировался при дворе практически всех европейских монархов в эпоху «осени средневековья», поэтому также его называли «придворная готика». В каждой европейской стране она могла обладать своими особенностями, сохраняя при этом, тем не менее, общие, сразу узнаваемые черты. Всё же, культурный обмен был настолько интенсивным, что часто не представляется возможным определить, из какого государства и региональной школы происходит то или иное анонимное изделие.
Сеть династических браков, охватившая Европу, породнила множество дворов, превратив её в единое культурное пространство, в котором свободно перемещались и предметы искусства — как подарки, и путешествующие в безопасности художники — в поисках заказов. С социологической точки зрения, распространение стиля интернациональной готики не только на религиозную, но и на светскую тематику (изготавливалось большое количество бытовых предметов, прикладных изделий), является важным моментом в развитии истории культуры Европы. Происходит увеличение количества изделий, заказываемых по светским причинам. Причём не только придворными и дворянами, но увеличившей своё благосостояние буржуазией.
Произведения.
К искусству стиля интернациональной готики относятся знаменитые шпалеры мильфлёры, живопись художников сьенской школы А. Ванни, Пьетро и Амброджьо Лоренцетти, С. Мартини. В Венеции в этом стиле работал П. Венециано, в Ломбардии - Пизанелло (этого художника называли "последним рыцарем средневековья"). Для алтарных картин сьенской и венецианской школ характерна темперная техника по золотому фону с прописями золотом аналогично византийской иконописи с ассисткой, по дереву, покрытому слоем левкаса. Алтарные образы могли иметь несколько створок (от двух до десятка). Эти вытянутые вертикальные панели имели типичные готические арочные завершения — стрельчатые или треугольным вимпергом. Рама могла быть украшена орнаментальной резьбой и позолочена. Кроме того, на самой поверхности доски, служащей фоном, мог быть вырезан или сделан из гипса низкий рельеф (например, ветки деревьев, пряди волос, нимбы, шрифт). Эта еле заметная резьба расписывалась, что создавало дополнительный живописный эффект роскоши. В Испании эта форма нашла выражение в досках ретабло. В галерее Уффици во Флоренции находится огромный деревянный алтарь-триптих Л. Монако "Коронование Девы" в золоченом обрамлении и с табернаклями наверху. Картины итальянских художников "переходного стиля" фра Анжелико, Н. Ламберти, Джентиле да Фабриано отличают музыкальная пластика линий, локальность цветовых отношений, ювелирная отделка деталей. Под влиянием стиля интернациональной готики находились выдающиеся мастера итальянского кватроченто В. Карпаччьо, П. Уччелло, С. Боттичелли.
Обручение св. Екатерины. Микелино да Безоццо. Ок. 1420 г.
|
Поклонение волхвов. Джентиле да Фабриано. 1423 г.
|
Муж скорбей. Мастер Франке. Ок. 1420 г.
|