Медиа искусство, медиа арт
Направление в искусстве зародившееся в 1960-х г., произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных, или медиа, технологий, преимущественно таких как видео, компьютерные и мультимедиа технологии, интернет. Отдельные группы произведений часто характеризуют, как «искусство новых медиа», «электронное искусство», «цифровое искусство».
Медиаискусство включает в себя несколько жанров, различающихся в зависимости от типа используемых технологий и формы представления произведений: видео-арт (в том числе VJ-инг; искусство работы с видео- и телевизионными имиджами, конечный результат - видео арт фильм), медиаинсталляция (иногда также медиаскульптура), телекоммьюникейшн арт - в качестве художественного пространства используются различные виды известных нам киберпространств (начиная с телефонного), искусство видеоинсталляций (публичный показ художественных "конструкций" из телевизионных и видео-приборов, подчиненных единой художественной задаче, медиаперформанс, медиаландшафт или медиасреда, сетевое искусство, интернет-арт или нет-арт (нет-арт, или сетевое искусство - художники делают сайты в Интернете (или в любой другой сетевой среде), которые представляют собой самостоятельные произведения искусства. При этом эти произведения не могут нормально существовать ни в какой иной среде, кроме сетевой), интерактивное, вовлекающее аудиторию электронное искусство, саунд-арт и т.д.
Однако типология жанров и форм медиаискусства не ограничивается этим списком, так как это чрезвычайно гибридный в техническом и методологическом отношениях вид искусства, интенсивно развивающийся вместе с эволюцией технологий. Это синтетический вид искусства, который объединяет в себе уникальные технические возможности музыки и звука, видеосъемки, хронологической съемки. Художники, занимающиеся этим направлением, ищут и используют новые средства художественной выразительности, расширяют границы искусства.
В Советском Союзе эти виды искусств были невозможны ввиду идеологических и культурных ограничений. Первые "медиа арт лаборатории" возникли в Москве в середине 90-х годов. После 1995 года появились первые российские медиа художники - такие, как Ольга Лялина, Алексей Шульгин, Андрей Великанов и т.д.
Художник новых технологий в России до сих пор является маргиналом не только в обществе, как вообще любой художник, но и в локальной области современного искусства. Он напоминает не революционера, несущего в массы просвещение, как ему бы хотелось, а одинокого муэдзина на технологическо-философском минарете.
Все более очевидна «элитарность» российского т.н. «цифрового» (чаще всего сетевого и медиа) искусства (в большинстве случаев более известного на Западе, где и компьютерная грамотность, и социальная активность выше). «Мейнстримом» современного искусства сегодня стал видео-арт, который заметно прогрессировал благодаря цифровым технологиям. Он является наиболее демократичным в производстве видом искусства, где кроме камеры, которую можно взять напрокат, почти ничего не надо. Если бы не цифровые технологии в области видео, то сегодня мы бы окончательно распрощались с таким явлением, как независимое кино. Впрочем, с экспонированием видео-арта есть проблемы, так как нужная для качественного показа техника стоит недешево.
Хочется также сказать несколько слов о различных формах дизайна, распростертые объятия которого всегда раскрыты для технически подкованного художника. WЕВ-дизайн и VJ-инг более всего близки салонному искусству, с которым, к слову, находят полное взаимопонимание и слияние. Именно с WЕВ-дизайном чаще всего путают сетевое искусство, которое к нему не имеет никакого отношения и действительно является ноу-хау, возникшим в результате появления цифровых технологий, но не в визуальной сфере, а в коммуникациях. Сетевое искусство сегодня уже не ограничивается интерактивными Интернет-проектами, оно выходит в реальность, создавая сети, которые объединяют людей и создают новые горизонтальные средства коммуникации от человека к человеку, минуя пропагандистскую машину масс-медиа. В этой области искусства «аналог и цифра» переживают наиболее интересные коллизии. Начавшись как сугубо цифровое, сетевое искусство парадоксальным образом эволюционировало в аналоговое, сильно повлияв на такие явления, как акционизм (появился медиа-активизм) и хэппенинг (появился флешмоб). Самое интересное здесь то, что искусство никнеймов и виртуалов естественно соединяется с самым радикально аналоговым искусством, существующим только в момент его создания и требующим непосредственного присутствия автора /зрителя /участника.
В Западной Европе и США "искусство новых медиа" переживает бурный расцвет, и его история насчитывает не менее 30 лет развития. Работают крупные центры медиа искусства, такие как институт ZKM в Карлсруэ. В Германии и Австрии крупных фестивалей по медиа искусству не менее десяти, из которых самыми известными являются European Media Art Festival в Оснабрюке, Германия, и ARS ELECTRONICA в Австрии.
Художники, работающие с "новыми технологиями", имеют поддержку со стороны крупных компаний, культурных фондов и государственных структур. Мотивация - медиахудожники выполняют важную социальную функцию, "очеловечивая и одушевляя" через свое творчество технологические новшества, адаптируя их в культуру через искусство.
Connection Lost. Андрей Бартенев. Инсталляция. 2007 г.
|
Последнее восстание. Видеоинсталляция. 2007 г.
|
Кадр из интернет-арт проекта “Click I Hope”. Юлия Мильнер. Net-art. 2007 г.
|