Нарцисс
(греческая мифолгия)
1)Юноша ослепительной красоты, сын нимфы Лириопы и беотийского речного бога Кефисса. По наиболее распространенной версии мифа, родители Нарцисса вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребенка и получили ответ, что он будет жить долго и безоблачно, если только никогда не увидит собственного лица.
Нарцис вырос и красота его была ослепительной. Его любви добивалось бессчётное количество женщин, но ни одной из них он не ответил взаимностью. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, Нарцисс отверг ее страсть. От горя Эхо высохла, так что от нее остался только голос. Отвергнутые Нарциссом женщины потребовали наказать его. Богиня правосудия Немезида вняла их мольбам.
Однажды, бродя по лесу, Нарцис заметил в кристально прозрачной воде ручья собственное отражение и без памяти влюбился в самого себя. Он не мог оторваться от лицезрения собственного отражения и зачах от любви к себе. На месте его гибели вырос цветок, названный нарциссом.
Этот этиологический миф возник, чтобы объяснить происхождение распространенного в Греции красивого, но холодного цветка. В некоторых вариантах мифа нимфа Эхо не упоминается.
Стремясь осмыслить миф рационалистически, историю Нарцисса излагали следующим образом: у Нарцисса была любимая сестра-близнец. Когда девушка неожиданно умерла, тоскующий без нее Нарцисс увидел свое отражение в источнике и, приняв его за образ сестры, стал постоянно глядеть в воду и умер от горя.
Известен вариант мифа о смерти Нарцисса, посланной ему в наказание за то, что он отверг любовь юноши Аминия, из-за этого покончившего с собой, Нарцисс влюбился в собственное отражение и, понимая безнадежность этой любви, закололся. Из капель его крови выросли цветы - нарциссы.
Вероятно, Нарцисс - древнее растительное божество умирающей и воскресающей природы. Возникновение же мифа связано с характерной для первобытной магии боязнью древнего человека увидеть свое отражение (отражение является как бы двойником человека, его вторым "я").
Имя Нарцисса стало нарицательным и символизирует гордость и самовлюблённость.
Согласно одному из античных толкователей, близких к платонизму, Нарцисс увидел «в текущей природе материи свою собственную тень, то есть внутри материи — живое существо, которое является последним образом истинной души, и, постаравшись обнять эту душу как свою собственную (то есть, возлюбив живое существо ради него самого), он задохнулся, утонув, как если бы погубил истинную душу».
2) Нарцисс (растение).
Род однодольных растений из семейства амариллисовых. Это травы, снабжённые плотными луковицами и лентообразными различной ширины листьями. Цветы сидят на верхушках безлистных стеблей, одетых плёнчатой поволокой, по одному или по нескольку. Околоцветник лепестковидный, в форме трубчатой воронки, переходящей наверху в горизонтально расправленный или отогнутый вниз отгиб, состоящий из 6 равных частей. В жерле коронка в виде колокольчика или более или менее глубокого блюдца, цельная или лопастная. Тычинки, коих 6, прикреплены в 2 ряда в верхушке трубочки; завязь нижняя, трёхгранная, семяпочки сидят несколькими рядами в каждом гнезде, прикрепляясь во внутренних углах. Столбик нитевидный, рыльце тупое. Плод трёхгнездная коробочка, лопающаяся по створкам на 3 части. Семян несколько или много, они шаровидные и с белком.
3) Нарцисс (фотоаппарат).
Советский микроформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат, производившийся Красногорским механическим заводом в 1961-1965 г. Всего выпущено 10939 шт.
«Нарцисс» первоначально предназначался для использования в медицинской и научной аппаратуре. Он стал первым в мире однообъективным зеркальным фотоаппаратом, использующим 16 мм. плёнку. Компоновочные и конструкторские решения, применённые в «Нарциссе», характерны для выпускавшихся в то же время камер «Зенит»: металлический корпус, шторный затвор, резьбовое крепление объектива, курковый взвод, невозвратное зеркало, визирование и фокусировка по матовому стеклу через пентапризму.
В 1960-е годы в мире росла популярность миниатюрных фотоаппаратов. Были даже прогнозы, что к концу 1970-х г. любительская фотография в основном перейдёт на плёнку шириной 16 мм. В русле этой моды «Нарцисс» был выпущен на потребительский рынок. В СССР «Нарцисс» не пользовался большим спросом, так как 16 мм. неперфорированная плёнка была в дефиците, сменных объективов к «Нарциссу» в продаже практически не было, а качество изображения на кадре 14?21 мм. было существенно хуже, чем у 35 мм. аппаратов. При этом «Нарцисс» стоил 85 рублей - дороже, чем массовый 35 мм. «Зенит-3М». Большая часть выпущенных «Нарциссов» поступила на экспорт. В настоящее время эти камеры, а особенно сменные объективы к ним, являются предметом коллекционирования.