Монотипия
(от греческого monos – единый и typos – оттиск)
Это особая графическая техника создания художественных оттисков. Как свидетельствует название этого вида печатной графики, монотипия не относится к способу типографского тиражирования изображений. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи и эстампа. Следует отметить, что вся работа производится на доске (металл или пластик), после печати никаких доработок и дорисовок не делается. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Отсутствие тиражей в монотипии восполняется спецификой фактуры и необычными эффектами.
При использовании этого вида графики получается один оттиск (моно) на бумаге с матрицы (стекла, листа меди и др.), на которую нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.
Изобретение монотипии приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665 г.). Среди наиболее известных мастеров: англичанин Уильям Блейк (1757-1828 г.), француз Эдгар Дега (1834-1917 г.), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»). Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А. Добров, К.Е. Костенко, М.Н. Волошин, И.С. Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова, Л.В. Яковлев, В.П. Белкин.
Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавался ученикам — многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.
В ХХ веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовал цвет и фактура материала. Так, в 1932 году талантливый ученик Е. Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий, посвященных строительству электростанции на реке Свирь. Черно-белые и красочные листы отражают напряженные поиски в области цвета и композиции, сохраняя непосредственность и живость восприятия.
Фрактальная природа монотипии была обнаружена в 2000 г. химиком В.М. Лившицем и математиком В.В. Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин «фрактальная монотипия». В 1981 г. в г. Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка фрактальных монотипий художницы Леа-Тути Лившиц (1930-1999 г.). Этот вид монотипии художница называла стохатипией. Таким образом, монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах (компьютерная графика), а физико-химическим способом. Возможно, фрактальная пленочная химия найдет применение не только в искусстве.
Морозная ночь. В.М. Сыров.
|
Ландыши и одуванчик. В.М. Сыров.
|
Танец. Марина Звягинцева. Бумага, монотипия.
|