Оп-арт
(от английского optical art - оптическое искусство)
Авангардистское направление в изобразительном искусстве. Одно из последних ответвлений абстрактного искусства. Происходит от геометрического абстракционизма, ярким представителем которого был В. Вазарели – основатель оп-арта. (работал во Франции с 1930 года).
Первые эксперименты в сфере оп-арта начинаются во второй половине 1940-х годов, а его развитие - в 1960-м. Для произведений оп-арта характерны разнообразные сочетания множества повторяющихся простых геометрических фигур, благодаря чему возникает иллюзия их передвижения в пространстве. Декоративные возможности данного направления отразились в оформительском искусстве, промышленной графике, плакате.
Искусство оп-арта продолжает рационалистическую линию техницизма (разновидность модернизма). Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму.
В 1889 году в ежегодном журнале «Das neue Universum» появляется статья об оптических иллюзиях профессора Томпсона, который, создавал впечатление движения, используя черно-белые окружности. На рисунках Томпсона колёса "вращаются" и круги "переливаются".
В 1955 году оп-арт экспонировала в Париже в своей галерее Денис Рене. Но после того, как в 1956 году на выставке современного искусства в Нью-Йорке "Чувствительный глаз" продемонстрировали несколько произведений в стиле оп-арт, это направление в искусстве получило всемирную известность и повсеместное распространение. На выставке «Арте-Фиера-77», проходившей в 1977 году в Болонье в изобилии демонстрировались произведения художников этого направления - Виктора Вазарели, Еннио Финци и других.
Художники оп-арта нередко объединяются и выступают инкогнито: группа Н. (Падуя), группа Т. (Милан), группа Зеро (Дюссельдорф), группа поисков визуального искусства, возглавляемая Виктором Вазарели, которая дала первоначальный толчок движению оп-арта.
Оптическое искусство-это искусство зрительных иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия плоских и пространственных фигур. Оптическая иллюзия изначально присутствует в нашем зрительном восприятии - изображение существует не только на холсте, но и в действительности - в глазах и мозгу зрителя.
Очень пристальное внимание оптическим иллюзиям оказывают психологи, поскольку первые могут помочь понять некоторые закономерности зрительного восприятия человека. Сконструированные психологами визуальные тесты имели и имеют экспериментальный характер. При восприятии реальных объектов иллюзии возникают редко. Поэтому, чтобы выявить скрытые механизмы человеческой перцепции необходимо было поставить глаз в необычные условия, заставить его решать нетипичные задачи. Опытные графические образцы, созданные, например, школой гештальтпсихологии, привели к формулированию некоторых правил, по которым протекает процесс зрительного восприятия.
Задача оп-арта - обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой. Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры.
Непрерывно колеблющиеся поверхности «сверхсенсорных» картин заводят восприятие в тупик, вызывают зрительный шок. Особенно сильным ударом подвергался нервный аппарат зрителя на тех выставках, где экспонировались движущиеся, светящиеся, отражающие свет и бликующие системы. Их посетители реагировали на «художественную иллюзию» головокружениями и обмороками.
Видные представители оп-арта: Хесус-Рафаэль Сото, Вазарели, Рене, Бриджит Рили и другие.
Тау-дзета. Виктор Вазарели. 1964 г.
|
Катаракта-III Бриджит Рили. 1967 г.
|
Сверхновые. Виктор Вазарели. 1959-1961 г.
|