Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ретабло

Ретабло Cerdano Ретабль (франц. retable, исп. retablo — «позади стола», от лат. retrolabulum — «запрестольный») — в христианском искусстве Западной Европы — запрестольная композиция, обычно в виде пышкой стенки — многоярусного сооружения, включающего множество скульптурных и живописных изображений, орнаментальную резьбу, обычно из дерева или гипса, с позолотой и росписью.

Ретабло архитектоничны, и их появление в композиции храма связано с распространением стиля Барокко во Франции, Испании, Португалии. В классической Италии чаще используют алтарные картины. Наиболее характерны испанские ретабло (отчего используют испанскую форму названия). Некоторые исследователи относят происхождение ретабло к началу реконкисты, когда походный алтарь воздвигался перед раскладным деревянным триптихом.

Однако развитие нового оформления храмового интерьера было в первую очередь связано с изменением его пространственной структуры. Средоточие росписи на передней стенке алтарного престола утеряло свое значение: молящиеся уже не могли различить подобное изображение в условиях огромной протяженности храма... Постепенно то, что составляло фронталь, как бы переместилось вглубь алтаря, увеличилось в размерах, приобрело тип сложной, заполненной иконами архитектурной композиции, украсилось скульптурой и декоративными мотивами. Ретабло

В XIVв. резные и расписные деревянные ретабло появились в Каталонии. Одно из самых знаменитых — ретабло собора в Се­вилье в стиле платереск (1482—1564). Оно занимает всю стену. В Испа­нии и Португалии ретабло изготавливали фламандские резчики, но их работу называли по-ита­льянски «талья дорада» (искаж. итал. taglia — «резьба, насечка» и dorata — «по­золоченная»).

Испанцы привнесли искус­ство заалтарных образов вместе с архи­тектурой Барокко в завоеванные страны Латинской Америки. В изготовлении ретаб­ло применяли также технику эстофадо (исп. al estofado — «нарядный, узорчатый, расшитый») — роспись по золотому фону. Считается, что эта техника восходит к произведениям арабских мастеров Ис­пани — росписям испано-мавританских фаянсов и чеканке по металлу. В Англии запрестольные ком­позиции, как и все пространство за алта­рем, именуют «риэдос» (рердос), или «руд» (англ. reredos, rood — «задняя стенка»).


Ретабло собора в Уэске. Раскрашенный алебастр
Ретабло собора в Уэске.
Раскрашенный алебастр.

Ретабло в капелле Санта-Марта (Экуадор)
Ретабло в капелле
Санта-Марта (Экуадор).

Ретабло церкви монастыря Мирафлорес в Бургосе
Ретабло церкви монастыря
Мирафлорес в Бургосе.



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.