Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > О творчестве > Исследования творчества


Глаголь Сергей. Очерк истории искусства в России.

[…].
Написав несколько жанров из быта маленьких людей, Васнецов вдруг удивил всех своим «Витязем на распутье», «Полем битвы с половцами» (из «Слова о полку Игореве»). Эти картины были первым шагом постепенного поворота русской живописи в сторону от правоверного реализма. Русский художник уже перестал стремиться к изображению окружающей или прошлой жизни в целях произнесения над ними какого-либо суждения. Он просто хотел грезить о прошлом и рассказывать о своих грезах. […].
Вслед за Васнецовым над тем же созданием новой русской иконописи начинает работать и Нестеров, уже успевший создать себе имя как изобразитель мистических исканий русского народа: «Христовой невесты», «Пустынника», «Великого пострига». Им же был расписан ряд храмов.

[…].
Вскоре после появления былинных картин Васнецова было выставлено на передвижной Нестеровым его «Видение отрока Варфоломея», и рознь между передвижниками с их реализмом и молодежью, искавшей новых путей, обозначилась еще резче.
Нужен был толчок – и раскол должен был совершиться. Толчок этот дал основанный Дягилевым молодой журнал «Мир искусства» и устроенная им выставка. Когда к ней сразу примкнуло все молодое, то стало до очевидности ясным, как много нового наросло в русском искусстве. Что же написала молодежь на своем знамени? Прежде всего стремление избегнуть всякой литературности. Не сюжет должен быть на первом месте в картине, а передача настроения, и, чем оно интимнее, тем лучше. Значение декоративности было также выдвинуто на главное место. Картина прежде всего должна быть красивым ковром, который может быть тоже красив, как картина, и поэтому выставка широко раскрыла двери и всякому прикладному искусству, раз оно действительно доведено до большой художественной красоты. […].
 […] едва ли не самым ярким художником молодого течения был Врубель, этот могучий фантаст, большею частью даже не находивший форм для воплощения своих замыслов. Самые причудливые фантазии зарождались в мозгу этого художника и превращали его полотна в полные очарования сказки («Демон», «К ночи», «Пан», «Царевна лебедь», «Жемчужная раковина», «Микула Селянинович», роспись Кирилловского монастыря в Киеве и проч.)
Последующие, наиболее молодые течения русской живописи еще перед нашими глазами. В них, за исключением работ Стеллецкого и еще двух-трех художников, мы найдем меньше всего чего-либо своего, родного, русского. Все они сколок с того, что еще царит на Западе. Искания импрессионистов с их разложением красок, пуантилисты, писавшие мазочками основных красок, художники, стремившиеся к детской простоте и неумелости и мечтавшие в этом найти разрешение задачи и новые пути в искусстве, наконец кубизм и футуризм со всем их умствованием и намеренным искажением форм; все это смешалось в пестрой картине современной молодой живописи и скоро должно привести ее к краху, за которым неизбежно последует период новых исканий, по всему вероятию, с уклоном к тому же отвергнутому реализму, хотя и понятому по-новому.
[…].

(Публикуется по:
Сергей Глаголь. Очерк истории искусства в России. М. 1913. С. 16-25.)


В. М. Васнецов. Монах сборщик. Рис. 1868.

В. М. Васнецов. Портрет В. Д. Поленова. 1882.

В. М. Васнецов. В костюме скомороха. 1882.


Иоанн Соловьев. Православно-христианская философия в русском искусстве (С выставки религиозных картин В.М. Васнецова).

11-го апреля закрылась в Москве — в Историческом Музее вы­ставка религиозных картин известного художника В. М. Васне­цова, которыми москвичи любовались, умилялись и поучались около двух месяцев.

Маковский С.К. В. Васнецов.

“Переоценка” Васнецова
Он   гениальный   художник, ориги­нальный и неподражаемый и в жанре, и в эпических и религиозных картинах говорит о Васнецове А. Успенский в книге, вышедшей два года назад.

Стасов В. В. Искусство XIX века.

«Гусляры», «Три витязя» Васнецова, даже его «Богатырь на распутье» (молодого времени художника) и его изумительные по народному духу и вместе по творческой фантазии декорации и костюмы для постановки оперы «Снегурочки» Римского-Корсакова на сцене у Саввы Ивановича Мамонтова – все это настоящая русская, оригинальная, самостоятельная, ни откуда не заимствованная, историческая национальная живопись.






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.