1891.11.12 - Е. А. Праховой.
Е. А. Праховой1.
Москва, 12 ноября 1891 г.
Милая и дорогая Леля, никак не ожидал, что получу от Вас письмо, так что не сразу и догадался от кого оно. По тону оно такое серьезное, взрослое. Вы стало быть и взаправду стали взрослой; с совершившимся фактом нужно, значит, мириться. Мы с Вами сходимся, что Вам нравится в Италии более, то и мне правилось более всего.
Венеция прекрасная, заснувшая, старый Святой Марк меня глубоко трогали. А дворец Дожей, а старые дворцы на каналах, а площадь Св. Марка и эта тишина без извозщичьего шума и гама, а море с средневековыми гондолами, а Тициан и Веронезе!.. И все это прошло и миновало и стало художественной сказкой о великом прошлом. А меркантильные <...> «людишки» забудут эти сказки и все. что осталось прекрасного разломают, разворуют и распродадут по старьевщикам!
Видели ли Микеланджело во Флоренции? Видели ли в Ватикане Станцы Рафаэля — Капеллу Сикстинскую — потолок, «Страшный Суд» Микеланджело? Что такое «Страшный Суд» Микеланджело? — а вот что: старая, потрескавшаяся стена, заплесневшая синими и красноватыми пятнами. Смотрите на эти пятна — они начинают оживать... Какие массы людей мятутся в ужасе, отчаянии и страхе! Они все голы, как мать родила, перед вечной Мировой Правдой. Даже Апостолы, даже мученики и те в смятении, они не знают, они страшатся его суда!
Его как лица пет в картине, но есть принцип, есть один жест всей фигуры, страшный жест отвержения. Видите фигуру на облаке, схватившую себя в отчаянии за голову — он уже на пути в ад кромешный... Он всю жизнь обманывал Бога, он думал, что все сойдет, но, увы, все стало ясно, и совесть жжет как огонь! Сколько разнообразия и в то же время единства во всей композиции — можно, пожалуй, сказать, что все чересчур массивно и громоздко, но эта массивность — признак страшной силы.
Мороз подирает, когда войдешь во всю глубину мысли картины. Эта заплесневшая, стена — величайшая поэма форм, величайшая симфония на тему о Вечной Правде" Божией — вот что такое «Страшный Суд» Микеланджело.
Описывать его, впрочем, нельзя, а нужно смотреть, смотреть и непременно понять.
Всмотритесь также и в Рафаэля — не верьте нашим милым ругателям-глухашам2. Благородная гармония, красота и сила в композициях общего; - благородная красота в формах, позах, лицах и красках. От картин Рафаэля веет возвышенной гармонией, сравнить которую можно с настроением от музыки. Мне всегда хочется сравнить его с Моцартом, а Микеланджело с Бетховеном.
Вам понравились также старые мозаики — это меня очень радует. Храм Петра велик, но холоден и официален. Есть, впрочем, в нем одна прекрасная вещь — это Богоматерь с умершим Христом на руках («Pieta») Микеланджело. «Моисея» его Вы тоже, конечно, увидите и антиков настоящих, прекрасных — тоже посмотрите; помолитесь в катакомбах. Итак, я рад за Вас. Живете в прекрасной художественной стране и в обществе редкого человека — Елизаветы Григорьевны — остается Вам только пользоваться случаем и как можно крепче здороветь — долой зеленый цвет и да здравствует розовый!
О маме, папе, Оке и Коке3 не тоскуйте — все они, слава Богу, живут благополучно, и чем Вы более поздоровеете, тем для них лучше. Недавно Таня получила от Оли письмо. Письмо довольно тощенькое, что отчасти указывает, что сама Оля над письмами не худеет.
Все мы только что отболели инфлюэнцией, из-за которой я потерял целых две недели, что крайне досадно, Таня и все прочие учатся, Вас обнимают, целуют и поздравляют с близким днем Вашего рождения (кажется, скоро?). И я тоже поздравляю и крепко обнимаю Вас, хотя Вы и взрослая (?).
Самый душевный привет от всех нас всей Вашей милой компании: Елизавете Григорьевне, Верушке и Шуриньке4. <...>
1Елена Адриановна Прахова (1871—1948) — дочь Адриана Викторовича Прахова, друг В. М. Васнецова. Увлекалась музыкой и вышиванием (В. М. Васнецов. Портрет Е. А. Праховой, 1894, х., м., ГТГ). В 1891 г. Е. А. Прахова вместе с Мамонтовыми путешествовала по Италии.
2Искусство Рафаэля вызывало в среде русских художников противоречивые мнения, так И. Е. Репин писал Поленову 17 июля 1883 г., что Рафаэль кажется ему «сухим, рассудочным художником, не колоритным и не живописным: формы его большею частью еще архаичны, цвета грубы, не талантливы, экспрессии натянуты, подчеркнуты» (И. Е. Репин. Письма к художникам, с. 51}. Позднее Репин изменил свое мнение.
3Речь идет о родственниках Е. А. Праховой: матери, Эмилии Львовне Праховой (1852—1927); отце, А. В. Прахове; сестре, Ольге Адриановне Праховой (Ока, р. 1879, в замужестве Алябьева), и брате, Николае Адриановиче Прахове (Кока, 1873—1957).
4Упоминаются двое детей Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых (а всего их было пятеро). Детям были даны имена по буквам имени отца (Савва): Сергей Саввич (псевдоним «Матов», 1867—1915) — литератор, поэт, театральный критик; Андрей, Всеволод, Вера, Александра (1873—1952).
Аленушка. Этюд. Холст, масло. ГТГ. | Гонец. 1881 г. Х., м. Собрание Г.П. Белякова. | Ковер-самолет. 1880 г. Холст, масло. Горьковский государственный художественный музей |
Дорогая Елизавета Григорьевна, давно уже пора перемолвиться с Вами словечком. Как теперь поживаете Вы, милые римлянки? От Вашего прошлого письма веяло миром и душевным...
Ваше Сиятельство, в числе других русских художников я был удостоен чести быть приглашенным Его Императорским Высочеством, Президентом Академии Художеств к выражению своего мнения по некоторым существенным вопросам...
Не удалось мне на праздниках у Вас побывать и полюбоваться Вашим собранием картин. Примите поздравления с Новым годом и самые добрые мои Вам пожелания! От г[осподи]на Менка я получил известие, что он...