1885.05.28 - Е. Г. Мамонтовой.
Е. Г. Мамонтовой.
Рим, 28 мая 1885 г.
Дорогая Елизавета Григорьевна!
Вот уже несколько дней я живу в Риме. Хожу целые дни и смотрю, но приходится все рассматривать с птичьего полета, т. к. в одну неделю хорошо и подробно осмотреть Рим очень трудно. И вообще все мое путешествие слишком быстро и похоже на полет, хотя в этой быстроте есть, с одной стороны, и выгода — первое впечатление от каждого города не успевает стираться. До сих пор самое милое, самое поэтичное и дорогое впечатление у меня осталось от Венеции. Это волшебное заснувшее царство. Святой Марк меня сильно тронул и утешил. Дворец дожей снаружи неописуемо хорош, внутри — не совсем удовлетворителен, хотя роскошен1, все, что я слышал о Маркс, осталось ниже того, что я видел. По приезде в Венецию я тотчас отправился на площадь и увидел нечто сказочное, но действительно существующее.
Внутренность церкви еще более охватывает душу глубоким художественным и религиозным настроением. В этих темных золотых сводах, так ласково с высоты обнимающих и так глубоко утешительно смотрящих своими маленькими окнами, есть что-то мистическое. Я, по крайней мере, был глубоко взволнован. Четыре дня я пробыл в Венеции и каждый день по два раза ходил к Марку и около Дожей. Один вечер мне остался особенно памятей, это было накануне, кажется, отъезда, я с ними, этими дорогими стариками, точно прощался, и так мне было жаль их покинуть. В тот вечер я было начал письмо к Вам, но увидел, что волновавшее меня художественное чувство другому не передаваемо. Из Венеции поехал ночью мимо уже совсем заснувших старых дворцов. <...>
По дороге во Флоренцию заезжал в Равенну2, пробыл в городе недолго, даже не ночевал, но видел многое, крайне интересное. Я видел там одни из самых древних мозаик христианских3, очень хорошо сохранившихся. Самый город Равенна скучноват, но церкви его крайне интересны, хотя, по большей части испорчены современными вставками. Есть мозаики, поразительные и по исполнению, и по замыслу. В церкви св. Аполлинария4, напр[имер], по обеим сторонам базилики тянутся две громадные длинные мозаики, одна изображает поклонение волхвов Б[ого]м[атери] с младенцем, и, за волхвами, длинный ряд, девы в белых одеждах, с золотом, между девами — пальмы зеленые — удивительно поэтично, с другой стороны поклоняются Христу — Христос красавец, тоже длинный ряд мужских фигур (23—25) в белом, тоже очень оригинальная композиция.
Вообще впечатление от Равеннских мозаик удивительное, точно восход видишь. Во Флоренции я был дня три. Здесь я в первый раз узнал о Микеланджело5. Его ложи Медичи6 — живой камень, равный Антикам. В галерее очень много интересного, в церквях — тоже. Кафедральный собор невозможно скучен внутри, снаружи хоть пестр, но не без интереса, был в монастырях, где жил Fra Beato Анд[желико], меня очень все там тронуло. Вообще же Флоренция особенно не привлекла. С прошлой субботы я в Риме. Насколько цельно впечатление от Венеции, настолько же раздроблено оно от Рима. То, что я представлял себе Римом — нужно искать по разным закоулкам, а современный Рим мне не особенно интересен. Старый Рим действует сильно. Живу я на Piegorianu у Феличи, она очень довольна посылкой7 и всем показывает. Устал от путешествия очень, целые дни хожу и смотрю. Хоть и устал, но не жалею, что приехал. Теперь предстоит Неаполь. Поклон С. Ив. Мам[онтову] и Арц[ыбушеву].
Всегда глубоко Вас уважающий Васнецов.
1Васнецов восхищался красотой готической архитектуры Дворца до¬жей, а росписи Тинторетто, Тициана и Веронезе, украшающие интерье¬ры дворца, не вызывали у него восторга.
2-4Равенна — город на севере Италии, где сохранились мозаики V—VI вв., представляющие собой уникальные памятники ранневизантийского искусства, они украшают усыпальницу Галлы Плацидии, церквей Сант-Аполлинаре Нуово, Сан-Витале, Сант-Аполлинаре ин Классе.
5-6Микеланджело был для В. М. Васнецова не просто художником, а художником-кумиром. Aп. M. Васнецов, в 1928 г. в своих воспоминаниях писал: «В начале деятельности всякий художник неизбежно имеет кумиры: у одних — это классики, Ренессанс, мастера современности, у Репина — Рембрандт, у Чистякова — Поль Веронез, у В. М. Васнецова — Веласкес и Микеланджело» (А, М. Васнецов. Как я сделался художником и как и что работал.— В кн.: Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения. М., 1957, с. 138).
7Очевидно, Васнецов остановился в Риме у тех же хозяев, у которых жили Мамонтовы, и передал от них посылку.
Богатыри. 1898 г. Х., м. ГТГ. | Хороша наша деревня, только славушка худа | Е.Г. Мамонтова. 1885 |
Дорогой Адриан Викторович, я с 28 мая живу в Абрамцеве. Пропутешествовал я ровно месяц. Видел Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим и Неаполь. В Палермо мне не удалось съездить — я страшно устал. Но и то, что я видел...
Я давно уже Вам писал, сейчас по возвращении из-за границы, и просил Вас слезно выслать мне перечень пророков, которые должны быть написаны, и святителей западной и русской церквей — мне это теперь...
Дорогой Адриан Викторович, спешу ответить на Ваш запрос относительно красок. Очень я рад принять участие в выписке красок прямо из первых рук. Только строго определить количество очень...