Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Галерея работ > Интерактивная галерея


1872 Васнецов В.М. "Портрет А.М. Васнецова"

Портрет А.М. Васнецова. Васнецов В.М.

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1872 году. Аполлинарий Васнецов всегда находился словно бы в тени своего старшего брата. Действительно, в массовом сознании фамилия Васнецовых чаще всего ассоциируется с именем Виктора Михайловича, автора знаменитых полотен «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка». Именно ему «младший» Васнецов был обязан почти всем: это по примеру брата он еще в раннем детстве увлекся рисованием, это брат пригласил его, когда они осиротели, жить к себе, в Петербург, обучил технике живописи, радовался успехам, поддерживал и вдохновлял. И вместе с тем Аполлинарий Васнецов прошел в искусстве свой путь, создал свой мир художественных образов. Он вошел в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву. Аполлинарий Васнецов был скромным и спокойным человеком. Как это часто бывает, большая культура и эрудиция сочетались в его натуре со спокойной уступчивостью и мягкой незлобивостью. Ни разу он не повысил ни на кого голоса, не позволил себе резкости. Мягкий и уживчивый характер не давал возможности наживать врагов, хотя он и умел постоять за себя, за свои принципы и убеждения. Таким рисуют нам Аполлинария Васнецова многочисленные воспоминания и рассказы современников. Вот что, например, вспоминал хорошо знавший его Александр Бенуа: «Весь он был, как «красная девица»: поминутно краснеющий, робкий и в то же время доверчивый и удивительно наивный. В целом он производил необычайно милое впечатление». Позднее Бенуа расширил характеристику: «Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у «Аполлинаши» удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей... Прелестен был и его «сибирский» овор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей». Аполлинарий Васнецов прожил, на первый взгляд, спокойную и ровную жизнь без взлетов, падений, мучительных сомнений и поисков. Нет, были, конечно, и поиски, были и колебания, но только в самом начале творческого пути. Сложно находил себя Аполлинарий Васнецов. Искренние стремления юноши к правде и счастью для народа вначале увели его далеко от искусства. Переболев «народничеством», он, наконец, нашел себя в живописи, и с тех пор начался его ровный творческий путь.


В. М. Васнецов. Сивка Бурка. 1919–1926.

Букет Васнецов В.М.

Эскиз часовни абрамцевской церкви Васнецов В.М.








Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.