Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Переписка > Письма В.М. Васнецова


1876.05.09 - М. Н. Горшкову и В. М. Максимову.

          М. Н. Горшкову1 и В. М. Максимову.

Pari, 9 мая 1876 г.

          Михаил Николаевич и Василий Максимович, пишу Вам сразу обоим, так как интерес письма будет общий — т. е. художественный, наконец, 1 мая открылась здесь выставка2 так мною ожидаемая! Ну, братцы, я удивлен и порадован! И как Вы думаете чем — а тем, что мы воображали себе, какую-то особенно высокую степень искусства в Париже и вообще за границей и оплевывали свое; а между тем мы сравнительно вовсе не так дурны.
           Не знаю, как в других странах, а здесь, в Париже, на выставке, и вот к чему я пришел, рассматривая ее. На 2000 с лишком всего картин 5, которые положительно нравятся, 10—15 тоже нравятся, а остальное почти все такая условщина, рутина — скука, что, право, совестно за свои прежние увлечения.
           Правда, общий уровень техники всей этой массы картин лучше, чем у нас, т. е. рисунки и вообще техника выработаннее, но ведь это и не мудрено3.
           Тут каждому сколь-нибудь порядочному художнику является масса подражателей. Ну, подражать, во-первых, легче, а потом подражают — подражают, да и доработаются кой до чего для глаза приличного. Был Фортуни4 — нынче их чуть не 10, Невиль5 явился — опять 15 Невилей рождается. Коро6 — сто Коро новых и т. далее. А у нас ведь всякий старается из всех сил именно не походить на другого.
           Из картин мне понравилась 1-го Детайля7 картина. Это из войны Франц[ии] в предместии Парижа в глухой улице, между глиняными заборами идут войска и, как видно, ожидают столкновения с пруссаками — маленькие стычки уже были; на первом плане улан прусский упал вместе с лошадью и видно, что тот и другая при последнем издыхании, мальчишка показывает передовым французам, куда пошли пруссаки. Картина производит сильное впечатление, на всех лицах есть этот скрытый ужас столкновения, а бьющийся на земле улан и солдатик французский, обегающий его со страхом — видно еще молодой — просто делают мороз по спине! — картина превосходная, написана и нарисована прекрасно, хотя и не колоритно. Потом две картины поляка Хельмонского8 изображают просто зиму, хаты, польских лошадей и толпу деревенцев — праздно любопытных — прелесть картинки — живы, не условны и типичны — рисованы немного неисправно, да это прощаешь, тройка лошадей на одной картине, только что приехали, валит от них пар, и они, видимо, вздрагивают!
           Потом, воротом тянут рыбаки неводы на берегу моря — тоже живая сцена и написана ловко, только лица мазилковаты, на первый взгляд как-будто и типичны, а потом рассмотришь, так просто мазки. Потом Мункачи9 картина — его собственная мастерская, перед картиной — он и жена. Написано ловко, сильно и оригинально — все достоинство картины в ловком красивом письме и тонах — хотя же в письме натуральном немножко сбито местами. А потом уже пошли и второстепенные, о которых я писать покуда не буду, разве в следующем письме. Бонна10 знаменитый выставил таких поджаренных борющихся Иакова с ангелом — что удивляешься, за что он знаменит, говорят, прежние его картины лучше. Пейзажа ни одного настоящего нет. Все, разумеется, нашарпаны ловко, в некоторых и много правды — да как-то все в одном роде — скучно. Есть одни сажени в три — вид города какого-то — как холста-то жаль! Харламова11 портрет Тургенева, на мой взгляд, просто дрянь, груб тоном, не колоритен.
           Все наши тоже не отличились: ни Репин, ни Поленов, никто. Репина — «Негритянка»12, Поленова — «Одалиска»13, Дмитриева14— «Молотят»—все так незначительно. А Дмитриев плох, хотя от него и требовать лучшего нельзя. А некоторые, хотя и не признаются, досадуют, что поставили вещи незначительные. Вот Вам в общих чертах первые впечатления от выставки. Я был даже лучшего мнения о французах, т. к. видел в магазинах очень хорошие картины, по технике напр[имер], «Рыбы» Воллона15. Это мастер здоровый, хотя пишет только рыб и вообще то, что здесь называют Nature morte. <...> Впрочем, еще пойду, может быть, изменю свое мнение. Правда, нынче нет ни Мейссонье16, ни Жерома17, ни Невиля, ни Бретона18 и многих хороших. Но, в конце концов нам все-таки много нужно работать, чтобы сравняться с ними в технике, особенно в рисунке — колористы они не бог знает какие — засим всем кланяйтесь, прощайте и отвечайте, а я Вам еще напишу и выставлюсь.

           Ваш Васнецов.

(Публикуется по:
Виктор Михайлович Васнецов:
Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников/
Сост., вступ. ст. и примеч. Н.А. Ярославцевой. –
М.: Искусство, 1987. – 496 с., [24] л. ил., 1 л. портр. –
(Мир художника). – С. 45-47.)


1Речь идет, очевидно, о Михаиле Николаевиче Горшкове — друг Васнецова, Репина, Сурикова, ученик Чистякова, после окончания Академии оставил занятия живописью.
2Речь идет о выставке «Салон Елисейских полей» 1876 года. Эти выставки французских художников проводились ежегодно с середины XIX века в Большом дворце Елисейских полей, начало им было положено еще при Людовике XIV, когда «Салоны» устраивались в зале-салоне Лувра. В 90-е гг. XIX века «Салоны Елисейских полей» приобрели характер официальных выставок академического направления. «Салону Елисейских полей» противопоставлялись «Салоны Марсова поля», основанные в 1890 г., в которых участвовали молодые французские художники.
3Как и большинство русских художников, приехавших в 70-е годы б Париж, Васнецов считал, что для французских живописцев главное форма, а не содержание, т. е. «как сделано», а не «что сделано», и именно в идейном содержании он видел преимущество русской школы живописи в сравнении с западной. Аналогичное мнение выражал в одном из писем к И. Е. Репину в 1873 г. И. Н. Крамской: «Контуров нет, света и тени не замечаешь, а есть что-то ласкающее и теплое, как музыка. То воздух охватит тебя теплом, то ветер пробирается даже под платье, только человеческой головы с ее ледяным страданием, с вопросительною миною или глубоким и загадочным спокойствием французы сделать не могли и, кажется, не могут, по крайней мере я не видал». (Переписка И. Н. Крамского. Т. 2, с. 260). В. И. Суриков в письме П. П. Чистякову из Парижа о Трехгодичной выставке французского искусства дал свою оценку современной французской живописи: «Общее первое мое впечатление было — то это удивление этой громадной массе картин, помещенных чуть ли не в дюжине больших зал. Куда, думал я, денутся эти массы бессердечных вещей? <...> На выставке я, конечно, картин с затрагивающим смыслом не встречал, но французы овладели самой лучшей, самой радостной стороной жизни — это - внешностью, пониманием красоты, вкусом (В. И. Суриков. Письма, с. 59—60). Знакомство русских художников с «Салонами», где экспонировались тысячи картин, при недостаточно длительном пребывании во Франции не позволяло им сформировать дифференцированное мнение о каждом французском художнике. Поэтому вполне закономерно, что Васнецов отметил лишь крупных, известных художников — лидеров, считая остальных подражателями (по внешним признакам национального сходства). (Об этом: Н. А. Дмитриева. Передвижники и импрессионисты. — Из истории русского искусства второй половины XIX —начала XX века. М., 1978, с. 18—40).
4Мариано Фортуни (1838—1874) — испанский живописец и акварелист.
5Альфонс-Мари де Невиль (1835—1885) — французский живописец-баталист и иллюстратор.
6Камиль Коро (1796—1875) — французский живописец-пейзажист.
7Эдуард-Жан-Батист Детайль (1848—1912) — французский живописец-баталист.
8Йозеф Хельмонский (1849—1914) — польский живописец-жанрист и пейзажист.
9Михай Мункачи (1844—1900) — венгерский исторический живописец.
10Жозеф-Флорентен-Леон Бонна (1833—1922) — французский живописец-портретист и пейзажист.
11Алексей Алексеевич Харламов (1840—1922) — живописец-портретист, член ТПХВ.
12И. Е. Репин представил в Салон 1876 г. картину «Негритянка» (1874, х., м., ГРМ) — экспонировалась в 1876 г. в Академии художеств.
13Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927). В Салон 1876 г. Поленов представил картину «Одалиска» (1875, х., м., Государственный художественный музей БССР), осенью 1876 г. она выставлялась в Петербурге в Академии художеств, впоследствии принадлежала И. Е. Цветкову. Познакомился с Васнецовым в Петербурге (В. М. Васнецов. Портрет В. Д. Поленова, 1882 г.. бум., гр. кар., МА). В воспоминаниях В. Д. Поленова, записанных его сыном, есть сведения о первой встрече Васнецова и Поленова: «Я зашел к кому-то (не помню к кому) в мастерскую, где был Крамской, который сказал: «Вы незнакомы с художником Васнецовым, который показывает привезенные им работы. Идите! Я вас познакомлю». (Е. В. Сахарова. В. Д. Поленов. Письма, с. 446).
14Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский (1837—1898) — живописец-жанрист и иллюстратор.
15Антуан Воллон (1833—1900) — живописец, работавший в жанре натюрморта.
16Жан-Луи-Эрнест Мейссонье (1815—1891) — французский исторический живописец.
17Жан-Леон Жером (1824—1904) — французский исторический живописец, скульптор и рисовальщик.
18Жюль-Адольф Бретон (1827—1906) — французский живописец-жанрист.


И. Н. Крамской. Портрет П. П. Чистякова.

И. Н. Крамской. Автопортрет. 1867.

Эскиз часовни абрамцевской церкви. 1891 г. Бум., акв., кар. ДМВ.


1876.08.20 - В. М. Максимову.

          Василий Максимович, давно я не получал от тебя писем, на мое последнее ты не ответил, но я считаться не буду, а благо есть бумага и время — напишу капельку. Ты, конечно, [по] приятель­ству не будешь от меня требовать непременного интересного пись­ма, а что под перо попадет, то и ладно. Живу я теперь уже не в самом Париже, а недалеко от него, в Медоне. Живу себе ни шатко, ни валко, ни на сторону; ни скучно, ни весело!

1877.03.23 - И. Н. Крамскому.

          Добрый Иван Николаевич, вчера, в четверг, доски и лак ото­сланы на Ваше имя, неделя потребовалась для приготовления до­сок. Приказано мною было все так, как Вы писали. Стоит все с пересылкой 220 р., каковые и взяты из Ваших денег у Боголюбова. Предприятие Ваше офортное мне очень по душе, тем более, что я о подобном уже мечтал и даже с Вами говорил по этому поводу.

1877.04.18 - И. Н. Крамскому.

          Вы совсем не добры — как бы хоть словечко не написать о себе и о делах своих. Вы, может быть, сердитесь на меня за то, что я не исполнял часто Ваши поручения...






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.