Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Переписка > Письма В.М. Васнецова


1889.10.27 - Е. Г. Мамонтовой.

          Е. Г. Мамонтовой.

Киев, 27 октября 1889 г.

          Дорогая Елизавета Григорьевна, зеркало1 очень удалось и Александра Владимировна и Таня чрезвычайно Вас благодарят за Ваш милый подарок. Он напомнил им и Вас и Абрамцево. Кальки2 я тоже получил и за них благодарю Вас от всей души, как за труды Ваши, так и за сочувствие делу. Радует меня такое сочувствие таких милых и просвещенных людей как Буслаев и Мартынов3. Передайте душевный поклон им обоим, а Николаю Авенировичу великое спасибо, сверх того, за труды. С «Христа» у меня покуда нет никакой фотографии, но как только буду иметь, то непременно пришлю Федору Ивановичу и Вам, если пожелаете. Относительно своего «Христа» должен сказать, что надеюсь еще много поработать над ним, а во Владимирском соборе считаю только началом попытки изобразить его так, как представляю. Чем большее число просвещенных людей относится с пониманием и сочувствием к задачам, над которыми трудится художник, тем легче ему работать. Как поражают в старинных художниках глубина, непосредственность и искренность изображений их, как они полно и небоязливо решают свои задачи. Откуда у них эта теплота, искренность и смелость? Не все же они гении? Какие-нибудь Орканья, Беато Анджелико и многие др[угие] далеко не гении, а между тем смогли и осмелились быть самими собой. Загадку эту разрешить легко, если представить себе, что и в предшествующие века, и в век современный художникам [верили] все окружавшие их люди: и великие, и малые (просвещенные и невежественные), глубокие и простые — все веровали в то же, во что и художник, жили и питали свою душу одними и теми же великими чаяниями. И вот все художники — великие и малые — находили тогда дело по душе и по сердцу, и всякое их от души сказанное слово принималось с радостью и благодарностью. С какой любовной страстью строили они свои храмы, писали свои живописные поэмы, рубили целые миры из камня! И вся толпа волновалась, видела и радовалась созданиям своих художников. Вот эта горячая связь между художниками и их современниками передавалась из поколения в поколение и создавала то, чем мы до сих пор укрепляем и согреваем свои ослабевшие и охладевшие души. А кто теперь ждет от нас откровений? Кому нужны наши восторги, печали, радости? Кто живет с нами одним пульсом? От нас ждут теперь выставочных фуроров, мы должны хлестко развлекать скучающую толпу, как фигляры сезона — Сара Бернар, Цукки4... и пр[очие]. От нас требуют только развлечения, чтобы занять страшную пустоту души... Что теперь в святая святых художника? — Он прежде всего сын века и толпы, что ему дал и отнял век, что дала ему и отняла толпа, то от него и получит в итоге. Век дал ему идеал, — а какой идеал века сего? Толпа дала ему свои инстинкты, привычки, воспитание, склад жизни, а все это вместе взятое помогает, облегчает человеку сохранить цельность своей натуры, проявить в полноте свой духовный облик? Такие цельные натуры, как Суриков, крайне редки и даже для нас удивительны (правда, он сибиряк), но и эта гениальная натура отдала дань веку сему и дань немалую. Да, низменно состояние художественных инстинктов в людях нашего времени — за малейшими исключениями, — даже устрашает отсутствие этих инстинктов, принижает духовную жизнь как в обществе, так и в художниках5. Можно возразить, что в Европе, в особенности в Париже, искусство стоит на высокой степени совершенства. Да, художественное производство там очень совершенно, но про Европейское искусство можно сказать, что оно светит, да не греет. Есть хорошее там искусство, да оно едва заметно среди массы.
          Радуюсь за Вас, Елизавета Григорьевна, Вы всегда находите живой родник в окружающей Вас жизни, благо Вам, и помоги Бог! Я теперь в соборе работаю усердно, большая часть «Рая» уже готова, прописаны: «Софья, Вера, Надежда и Любовь», «Магдалина», «Ева, Адам», «Благоразумный разбойник». Теперь предстоит писать «Екатерину и Варвару». Пишу «Рай» на холсте в 21 аршин длиной для оригинала6. Работа крайне интересная.
          «Апокалипсис» скомпонован, но я им не совсем доволен. <...> Еще просьба к Вам: не увидите ли и не будете ли писать к Антону7, то потрудитесь ему сообщить, что Прахов не передумал писать «Рождество» и ждет от Антона эскиз — лучше, конечно, если найдет возможность Антон сам побывать в Киеве.
          Желаю здоровья и благополучия Вам и Всей Вашей семье.

Ваш весь всегда В. Васнецов.


1Зеркало было изготовлено в Абрамцевской столярно-резчицкой мастерской, которую организовала Е. Г. Мамонтова в 1885 г. Мастерская делала мебель по эскизам В. М. Васнецова, Ап. М. Васнецова, Е. Д. Поленовой. В. М. Васнецов заказывал в Абрамцеве мебель для своего дома.
2 Речь идет о кальках с васнецовских эскизов «Евангелисты», кальки были выполнены по указанию Ф. И. Буслаева.
3Николай Авенирович Мартынов (1842—1913) — художник-акварелист, давал уроки акварели и перспективы в доме Мамонтовых, где его называли ласково Авенирыч.
4Васнецов высказывает свое субъективное мнение о выдающихся мастерах сцены — Саре Бернар (1844—1923, французская драматическая актриса) и Вирджинии Цукки (1857—1930, итальянская балерина, выступала впервые в России в 1885 г. и была приглашена на сцену Мариинского театра).
5Васнецов считал, что современное искусство оторвано от жизни, от народа, от его чаяний, рафинированно. Обращение Васнецова и его современников к прошлому, к Древней Руси, было связано с тем, что оно воспринималось как эноха, где духовное начало, которое было утрачено в «утилитарном» XIX веке, было неотъемлемой частью жизни; художники неорусского направления стремились возродить возвышенные стороны человеческого существования.
6Речь идет о работе над эскизом «Преддверие рая», о котором критик журнала «Всемирная иллюстрация» писал в 1891 г.: «Теперешние его работы во Владимирском соборе обнаруживают в г. Васнецове уже настоящего мастера, от которого можно ждать весьма многого, эскизы для картин «Преддверие рая. Радость праведных» являются оригиналь-ными и значительными композициями, сильно проникнутыми религиозным духом; в лицах этих композиций нет ничего напоминающего традиционные черты русской иконописи. Г. Васнецов является здесь с совершенно новым элементом; местами он приближается к народному художественному идеалу и пытается олицетворить его» («Всемирная иллюстрация», т. XLV, 1891, № 1155, с. 179).
7Антон — прозвище художника Валентина Александровича Серова (1865—1911). А. В. Прахов предлагал В. А. Серову написать эскиз «Рождество Христово» для Владимирского собора, но Серов прислал эскиз очень поздно, когда с Нестеровым был уже подписан контракт. В. А. Серов бывал частым гостем в доме В. М. Васнецова, писал портреты с В. М. Васнецова (В. А. Серов. Портрет В. М. Васнецова, 1900, бум., акв., ДМВ).


Чаепитие в трактире. 1874. X., м. 84 х 134. Харьковский государственный музей украинского искусства

Автопортрет. 1873 г.

Портрет скульптора М. М. Антокольского. 1884 г. Холст, масло. ГТГ.


1890.01.14 - Е. Г. Мамонтовой.

          <...> Посылаю Вам фотографию с моих эскизов для потолков средней части храма. Очень печально было для меня, что митрополит не разрешил их помещать в церкви на том основании, что «Апокалипсис» в силу своей непонятности не читается в церквах

1890.02.22 - Ап. M. Васнецову.

          Аполлинарий, третьего дня получил твое письмо насчет Нестерова. Дело стоит вот в каком положении: я хотел «Рай» кончить и тогда уже я был бы в состоянии компоновать «Святых» для...

1890.02.23 - Е. Г. Мамонтовой.

          Приезд Дрюши в Киев меня несколько устыдил — я давно уже получил от Вас письмо и до сих пор не имею ответа. Вы обещали написать мне о том, что скажет Буслаев по поводу эскизов из «Апокалипсиса», поэтому я не писал Вам...





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.