Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Переписка > Письма В.М. Васнецова


1900.03 - По поводу проекта положения о художественно-промышленном образовании.

          По поводу проекта положения о художественно-промышленном образовании1.

[Москва, март 1900 г.]2

           Рассмотреть подробно все стороны проекта в столь короткий срок нет возможности, а поэтому приходится ограничиться некоторыми общими замечаниями о проектированных в положении мерах об усилении художественного образования в приложении к промышленности и распространении художественного вкуса и образцов.
           В основе нельзя не сочувствовать законному желанию повысить уровень художественной промышленности, повышая развитие и образование ее деятелей. <...> Проектируемые в положении художественно-промышленные заведения всех степеней будут ли служить в достаточной мере намеченным целям. Существующие уже художественно-промышленные заведения не могут ли в наличном их виде служить полностью указанным в положении затребованиям. <...> Во всех учебных заведениях России, подготовляющих технических рисовальщиков и художников, как-то: Центральное училище барона Штиглица, в Строгановском училище, в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге3 и прочее — нужно считать более 6000 тысяч человек — из них оканчивают курс каждогодно не менее тысячи человек или около того, а так как заведения эти существуют не один год, то, вероятно, число специально подготовленных для художественной промышленности работников весьма достаточно. Если считать все промышленные заведения и проверить наличный состав работающих в них рисовальщиков и художественных мастеров, то, по всей вероятности, придется убедиться, что заведения эти далеко не поглощают всех воспитанников означенных заведений, а потому созидать новые учебные заведения с тем же назначением и целью едва ли целесообразно. <...>
           По всей вероятности, и без вновь проектируемых заведений будет выпускаться немалое количество дипломированных невежд, умеющих не развивать, а подражать. <...> Введение же рисования как предмета преподавания в первоначальной школе едва ли принесет значительный результат. <...> Что касается художественно-промышленных мастерских, художественно-промышленных музеев и рисовальных классов4, то с большой уверенностью можно надеяться на действительно полезное их значение и воздействие на общество в смысле художественного образования, особенно хорошо обставленный музей5, доступный всем желающим. Этим последним учреждениям должно сочувствовать и содействовать всеми зависящими мерами. Мировое соперничество в художественной промышленности для нас, русских, значения особенного иметь, к сожалению крайнему, не может. Мы при благоприятных условиях, по всей вероятности, едва только будем в состоянии принять участие наравне с другими, а не побеждать соперников. Причины этому нежелательному явлению следующие. Все, что производится в художественной промышленности во Франции, Германии, Италии, Англии, произведено на твердых основаниях предыдущей творческой деятельности многих веков. Мы же двести лет им только подражаем и при наибольших благоприятных условиях можем только исполняемое ими сделать не хуже их, но не дальше. И едва ли мы сумели научить делать так, как у них. Их поступательное движение вперед, их новые мастера уже оставили нас позади, и мы снова должны догонять их и с тем же успехом. За двести лет постоянного подражания6 наша творческая деятельность в искусстве — да, вероятно, и в других областях, понизилась до чрезвычайной степени. Одна только литература осталась, и то только потому, что бросила подражать. Да и по каким образцам наша художественная промышленность развивалась, когда мы изо всех сил стараемся даже во всех мелочах жизни походить на иностранцев. Живем мы в домах, устроенных по европейскому образцу — по крайней мере стремимся к этому, — одеваемся по модам французским, едим или как французы, или как англичане. Вся обстановка: посуда, утварь, мебель — все чужое, не найдется даже уголок для самостоятельного национального творчества. Француз свое сделает лучше нашего, англичанин свое, основанное на вековой жизни, всегда сделает лучше нас, и нам, желающим вечно жить по-ихнему и походить на них, остается только переживать и переживать и делать все ихнее неизбежно хуже их. Те минимальные задатки в нашем необразованном искусстве на свое родное русское в искусстве и жизни так еще незначительны, что едва ли еще могут иметь серьезное значение в промышленности национального художественного творчества. Некоторые моды на русское за границей также едва ли можно брать в расчет, мода пройдет и производить будет незачем. <...>
           <...> Народ из подражания высшим классам начинает не брать, а брезговать и прекрасным костюмом, забывать песни, украшать свое жилище по-старинному, художественно. С этой стороны приходится опасаться худшего. Стало быть — каким же образом могут развиваться творческие силы национального духа в области русской национальной промышленности? Где сбыть? Где рынок? Для кого создавать? Для кучки любителей <...> Возможно мечтать об одном — свыше началось ломание родного прекрасного в жизни, русского, свыше же должен быть серьезный почин в воссоздании его.


1Проект положения о художественно-промышленном образовании в России был напечатан в сборнике «Журналы и отчеты императорской Академии художеств в 1900 г.» (Спб., 1901 г., с. 107—111), перепечатан в журнале «Мир искусства», 1901 г., № 9, с. 157—159.
2Датируется по содержанию: 17 марта 1900 г. И. И. Толстой, посылая проект о художественно-промышленном образовании в России, писал Васнецову: «Ввиду важности этого дела и необходимости поспешить обсуждением его, препровождая при сем одни экземпляр упомянутого проекта, имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый государь, не отказать в сообщении Вашего мнения по настоящему предмету в возможно непродолжительном времени» (ДМВ, 1892 (39) не опубл.).
3Училище барона Штиглица было основано в 1879 г. в Петербурге па средства крупного финансиста Александра Людвиговича Штиглица (1814—1884) и носило название Центральное училище технического рисования, оно имело целью развитие художественной стороны отечественной промышленности, в нем были классы: натурные, майолики, декоративной живописи и резьбы, ксилографии и офорта (сейчас Высшее промышленно-художественное училище им. В. И. Мухиной). Строгановское училище было основано в Москве в 1825 г. Сергеем Григорьевичем Строгановым. В советское время училище было преобразовано в Свободные государственные художественные мастерские, с 1945 года — Высшее художественно-промышленное училище. Рисовальная школа существовала при Обществе поощрения художеств в Петербурге с 1857 г., впоследствии преобразована в художественно-промышленную школу.
4Параграф 3 «Положения о художественно-промышленном образовании» гласил: «Художественно-промышленные учебные заведения разделяются на 4 разряда: художественно-промышленные училища, художественно-промышленные школы, художественно-промышленные мастерские, художественно-рисовальные классы».
5Параграфом 82-м учреждались художественно-промышленные музеи: «Для развития художественного вкуса и понимания в населении и для распространения познаний по прикладному искусству как в среде промышлепников, так и в рабочих классах учреждаются художественно-промышленные музеи».
6В. М. Васнецов имеет в виду 200 дет, прошедшие после реформ Петра I, которые при их несомненной прогрессивности изменили весь уклад жизни русского человека на западный манер. Петр I, воспринимавший национальные формы в быту как элементы «отсталости» России, активно насаждал все западное: костюмы, прически, утварь и т. д.


Гонец. 1881 г. Х., м. Собрание Г.П. Белякова.

Ковер-самолет. 1880 г. Холст, масло. Горьковский государственный художественный музей

Картинная лавочка. Эскиз. 1875. X., м. 84 х 66,3. ГРМ


1900.03.01 - Э. Л. Праховой.

          Дорогая и глубокоуважаемая Эмилия Львовна. Посылаю Вам «Богоматерь» в новой раме. Старались, но угодили ли? Не знаю, как будто недурно.
          Как Вы с Оленькой поживаете? А мы тут с Лелей и Кокой поживаем недурно...

1900.03.06 - Aп. M. Васнецову.

          Здорово, Аполлинарий!
          Поздравляю тебя с успехом блестящим! Рад за тебя всей душой. Приятно также, что предсказание мое сбылось...

1900.04.09 - С. И. Мамонтову.

          Все мы, твои друзья, помня светлые, прошлые времена, когда всем нам жилось и дышалось так привольно художественным воздухом в кругу твоей семьи, близ тебя, — все мы не могли утерпеть, чтобы не выразить хоть чем-либо наше дружеское ...





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.