Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Переписка > Письма В.М. Васнецова


1900.04.09 - С. И. Мамонтову.

          С. И. Мамонтову.

[Москва, 9 апреля 1900 г.]1

           Дорогой Савва Иванович!
           Все мы, твои друзья, помня светлые, прошлые времена, когда всем нам жилось и дышалось так привольно художественным воздухом в кругу твоей семьи, близ тебя, — все мы не могли утерпеть, чтобы не выразить хоть чем-либо наше дружеское участие в тяжкие дни твоей невзгоды. Твоя чуткая художественная душа всегда отзывалась на наши творческие порывы. Не смущали тебя наши полеты — рука в руку, не боясь, поднимались мы на неприступную иногда высоту мира художественной фантазии, и виделись, и предчувствовались нами далекие и широкие горизонты чудного Художественного творчества. Мы понимали друг друга иногда без слов и работали дружно, каждый по-своему, имея под рукой такого светлого друга художников, как ты, Савва Иванович. А семья твоя, как станция на нашем трудном пути, давала вздохнуть легко и, отдохнув немного душой, снова пускаться в путь, подчас невыносимо тяжелый.
           Наши художественные отдыхи около тебя были наши праздники — наши торжества. Душой и центром их всегда был Савва! Сколько намечено и выполнено в нашем дружеском кружке художественных задач, и особенно сценических. И какое разнообразие. Прежде всего — церковь в Абрамцеве, исполненная с общим энтузиазмом и порывом. А затем непрерывно идет разрешение сценических художественных проблем — знаменательное начало всей главной художественной последующей деятельности Твоей: «Два мира», «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Саул», «Гомер», «Хан Намык»2. (Наконец, дачи и керамика) — и вот художественная жизнь с домашней сцены наконец переходит у нас на сцену общественную, и Ты как прирожденный истинный артист — именно сцены — начинаешь в ней созидать новый мир истинно прекрасного. Уже воочию для всего интересующегося искусством общества на сцене начали жить (среди живой обстановки — художественная обстановка на сцене и есть живая) живые существа мира фантазии среди живой исторической и сказочной фантазии художественной обстановки. После «Снегурочки», «Садко», «Царя Грозного», «Орфея» и проч.3 эстетически чутким людям уже трудно стало переносить шаблонные чудеса бутафории. Мир художественного театра и есть мир твоего действительного творчества. В этой сфере искусства у нас твоими усилиями сделано то, что делают признанные реформаторы в других сферах. И роль твоя для нашей русской сцены является уже неоспоримо общественной и должна быть закреплена за Тобой исторически. Там твоя слава и твои заслуги перед русским искусством и перед русским обществом! После постановки «Снегурочки», «Садко», «Орфея» и многих других в Частной опере стало ясно, к чему нужно стремиться в этой области и чего можно достигнуть. Если усилиями твоими и не всегда все достигалось, то начало художественной сцены у нас в России Тобою положено незыблемо.
           Мы, художники, для которых без высокого искусства истинного нет жизни, мы смело провозглашаем тебе честь и славу и крепко жмем твою руку! Шлем тебе две книги: одна — Всемирная Священная мудрая книга; другая — несколько драгоценных священных камней, извлеченных из глубин народного Русского творчества4. Прими их и цени не как дар, а как знак нашей сердечной неизменной к Тебе дружбы и глубокого уважения! Молим Бога, чтобы он помог тебе мужественно перенести дни скорби и испытаний и вернуться к новой жизни. <...> Обнимаем тебя! Крепко, дружески жмем твою руку. Все твои друзья:

В. Поленов
И. Репин
В. Васнецов.



1Письмо художников к С. И. Мамонтову сохранилось в 4-х черновиках: три — написаны Поленовым, один — Васнецовым. Публикуется по черновику В. М. Васнецова. Письмо Васнецова датируется по черновику Поленова (ЦГАЛИ, ф. 799, оп. 1, ед. хр. 95). Письмо художников С. И. Мамонтову опубликовано в кн.: В. С. Мамонтов. Воспоминания о русских художниках. М., 1950, с. 69—71 и в кн.: Е. В. Сахарова. В. Д. Поленов. Хроника, с. 634—636).
2Перечисляются пьесы, поставленные на домашней сцене С. И. Мамонтова.
3Речь идет о спектаклях, которые шли в Частной опере С. И. Мамонтова. Опера «Садко» шла с 1897 г., роль Варяжского гостя в ней исполнял Ф. И. Шаляпин, опера «Псковитянка» была поставлена в 1896 г., где Шаляпин создал образ Ивана Грозного, оперу «Орфей» поставили в 1897 г.
4Художники, вероятно, послали С. И. Мамонтову Библию.


В.М. Васнецов. Карс взяли. Эскиз.

Богатыри. 1898 г. Х., м. ГТГ.

Хороша наша деревня, только славушка худа


1900.04.25 - В. Л. Кигну.

          <...> Напрасно Вы игнорируете мою фамилию.
          Происхождение моей фамилии совершенно русское — как и я сам. Жил-был в старые годы...

1900.04.27 - В академию художеств.

          <...>Издалека кажется, что над Академией ходят какие-то тучи да облака. <...>
          Думаю, что если Академия не убережет у себя такого единственного серьезного мастера нашего...

1900.05.27 - А. В. Васнецовой.

          Дорогая моя, милая мама, как далеко я от Вас залетел! Дорогая моя, не скучай. Поздравляю всех Вас с рожденным! А Володю — со Днем рождения! Желаем ему здоровья, счастия и — быть...





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.