Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Переписка > Письма В.М. Васнецова


1892 - И. И. Толстому.

          И. И. Толстому1.

Москва, [1892 г.]2

           Ваше Сиятельство, в числе других русских художников я был удостоен чести быть приглашенным Его Императорским Высочеством, Президентом Академии Художеств к выражению своего мнения по некоторым существенным вопросам Устава Академии. Понимая всю серьезность и важность вопроса, я тем не менее поставлен был в невозможность дать своевременный и подробный ответ, так как все мое время всецело занято исполнением художественных работ во Владимирском соборе в Киеве. Поэтому, не имея достаточно времени для более подробного и всестороннего обсуждения предлагаемых вопросов и притом же не обладая в достаточной мере художественно-педагогической опытностью, я могу ограничиться только изложением своего общего взгляда на предмет.
           Императорская Академия Художеств в настоящее время несомненно призвана занимать первенствующее место в деле развития Русского Искусства и служить по-прежнему центром, привлекающим молодые художественные силы со всех концов обширной России. Свободная художественная и художественно-образовательная деятельность отдельных лучших мастеров и деятельность других подобных школ (в Москве, Киеве, Одессе) едва ли могут вполне заменить ее. Первенствующее место дают Академии также главная столица государства и большие материальные средства, при которых она может вести художественно-образовательное дело, широко и всесторонне обставляя его музеями, галереями, библиотекой и пр. В особенности присутствие в Петербурге Эрмитажа дает ей преимущество перед школами других городов, давая возможность изучать работы старых великих мастеров. Только собрание картин современного Русского Искусства в Академии Художеств недостаточно полно, в этом отношении московская школа поставлена счастливее, имея возможность пользоваться обширной и прекрасной галереей П. М. Третьякова. Впрочем, можно быть уверенным, что и на эту сторону будет обращено должное внимание и пробел этот со временем пополнится. Выходя из такого взгляда на значение и задачи Академии Художеств, естественно задуматься о том, насколько она выполняет эти задачи или при каких возможных условиях она могла бы их выполнить. Уже самое обращение к мнениям художников указывает, с одной стороны, что современная постановка дела в Академии не отвечает своей цели, а с другой — указывает на искреннее желание со стороны стоящих во главе управления повести дело возможно правильнее.
           Прежде всего необходимо коснуться вопроса о преподавателях как самого существенного, дающего смысл всему делу. Если Академия поставлена во главе Художественного дела в России, то и для ведения должны быть избраны лучшие силы Искусства, т. е. лучшие мастера-художники, наиболее совершенно заявившие себя на поприще художественной деятельности, а из профессоров-преподавателей те, кои заслужили горячие симпатии учащихся своей учительной деятельностью и плодотворностью художественно-образовательного влияния (Чистяков)3.
           Приглашая художника-мастера в профессора, Академия не должна стеснять его художественной деятельности, но должна стремиться дать ему возможность совмещать живую деятельность с преподаванием. Для достижения этой цели могло бы помочь учреждение помощников (адъюнкт) профессоров и параллельных мастерских. Адъюнкт-профессоры назначаются из молодых художников, окончивших художественное образование. Роль их — преподавать в рисовальных и этюдных классах согласно требованиям главных профессоров. Для каждого профессора назначается отдельный помощник по его выбору и под его ответственностью. С другой стороны, той же цели служит и учреждение параллельных мастерских, служа при этом и сближению профессора-мастера с учениками. Профессору-мастеру даются в здании Академии две мастерские рядом; одна мастерская — лично для него, а другая — для учеников, за деятельностью которых он следит. В ученической мастерской каждого профессора ученики работают с его согласия и по его выбору, работают все то, на что он дает указание и разрешение. В этой же мастерской профессор сообщает и свои теоретические познания и указания избранным ученикам — словом, мастерская эта служит местом общения профессора с лучшими учениками. Поступление в мастерские для учеников необязательно, и выбор профессора-мастера должен быть предоставлен ученику, но лишь с согласия самого профессора. Пребывание ученика в мастерской не должно совсем иметь значения при оценке ученических классных и конкурсных работ. Впрочем, все вопросы учреждения профессуры подлежат более подробному и всестороннему обсуждению.
           Второй существенный вопрос для Академии Художеств составляет поступление учеников, т. е. какая должна быть подготовка учеников в художественном и научном отношении. В ряду вопросов, подвергнутых общему обсуждению, этот указывается в особенности — в смысле несоответствия закона с практикой. Вопрос сводится к тому, что Академия, требуя от поступающего известного умения в области Искусства, поставлена в необходимость — предполагая преследование целей образования — требовать от него также известного образовательного ценза (в Уставе указано среднее учебное заведение). Совершенно понятно стремление Академии дать обществу образованных художников; но в то же время ясно, что она, преследуя обе эти цели, вполне не достигнет ни одной или же должна жертвовать одной из них в пользу другой. Так как главная роль Академии Художеств заключается в руководительстве совершенствованием в Искусстве, то понятно, в данном случае она должна пожертвовать общим научным образованием в пользу Искусства. Значительное большинство талантливых русских художников выходит из среды незажиточной и из простых классов. Некоторые из них едва могут достигнуть возможности пробраться в Петербург, и редкие из них на родине в состоянии получить образование в средних учебных заведениях как по недостатку средств, так и по страстному стремлению заниматься исключительно Искусством в ущерб образованию. Таким образом, требование от поступающего среднего образования4 загораживает дорогу многим талантливым юношам. Если же Академия решится жертвовать требованием (сомнительно основательного) образования в пользу Искусства, то этим она станет ближе к достижению своей главной цели. От поступающего ученика в таком случае можно уже требовать большего знания и умения художественного, с несомненным указанием в нем художественных способностей, для чего, кроме испытания в рисовании, необходимо требовать домашней работы: копии, рисунки и этюды с натуры, эскизы — все, что он работал самостоятельно.


1Иван Иванович Толстой (1858—1916) — нумизмат, археолог, секретарь Русского археологического общества, председатель Русского общества печатного дела. С 1889 г. по 1893 г. — конференц-секретарь, а с 1893 по 1905 г. — вице-президент Академии художеств.
2Датируется по содержанию. Обсуждение вопроса о реформе Академии художеств продолжалось с 1891 по 1893 г., в 1891 г. Виктор Михайлович еще писал Аполлинарию Михайловичу, что не собирается давать ответ Академии: занятый росписью Владимирского собора, он не имел возможности сразу дать ответ, что подтверждает и начало письма. Временный устав Академии был принят 15 октября 1893 г.
3По новому Уставу при Академии было создано Высшее художественное училище: «Императорская Академия художеств состоит из собственно Академии художеств или Академического собрания и Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры)) (Временный устав Императорской Академии художеств, 15 октября 1893 г., Спб., 1893, § 4). В Училище были организованы мастерские, которые возглавили опытные педагоги: живописная мастерская — И. Е. Репин, граверная — В. В. Матэ. Профессорами-руководителями училища были также И. И. Шишкин, В. Е. Маковский, А. И. Куинджи и другие. П. П. Чистяков с введением нового Устава был отстранен незаслуженно от преподавания, но остался временно заведующим мозаичным отделением. В. М. Васнецову предложили мастерскую религиозной живописи, но он отказался от преподавательской деятельности, считая, что это повредит его работе. 27 ноября 1892 г. И. И. Толстой писал Васнецову о том, что на заседании Совета Академии Виктора Михайловича Васнецова решили возвести в звание профессора живописи (ДМВ, № 1892 (46). На этом же заседании звания профессоров получили: Гении, Поленов, Маковский, Куинджи.
4Для поступающих в Высшее художественное училище по новому Уставу оставили необходимое условие иметь среднее образование: «В училище принимаются молодые люди без различия сословий, вполне подготовленные и способные к прохождению высшего художественного курса, с аттестатами и свидетельствами рисовальных училищ и школ об окончании в них натурного класса, или же на приемном испытании доказавшие свое умение рисовать с натуры. В отношении общеобразовательного ценза поступающие в училище должны представить свидетельство об окончании научного курса рисовальных училищ и школ в размере программ Московского училища живописи, ваяния и зодчества или же об окончании шестиклассного реального училища и среднеучебных заведений, ему приравниваемых» (Временный устав Императорской Академии художеств, 15 октября 1893 г. Спб.


Палаты царя Берендея Васнецов В.М.

Гонец. 1881 г. Х., м. Собрание Г.П. Белякова.

Избушка на курьих ножках Васнецов В.М.


1892.01.14 - И. Е. Цветкову.

          Не удалось мне на праздниках у Вас побывать и полюбоваться Вашим собранием картин. Примите поздравления с Новым годом и самые добрые мои Вам пожелания! От г[осподи]на Менка я получил известие, что он...

1892.01-02 - А. В. Васнецовой.

          Милая и дорогая моя Сашурочка! Вот я и в Киеве сегодня, в субботу, в 71/2 ч. утра, — доехал без всяких приключений, заносов нигде не было, с Тулы началась сырость, а далее даже дождь, и в Киеве пошло таяние, извозчики частью...

1892.02.10 - А. В. Васнецовой.

          Милая и дорогая моя Сашура, опять пишу — я переселился от Ильинского в воскресенье к Афанасию Ивановичу — они очистили свою спальню для меня; я хотел им непременно платить, но они и слышать не хотят...





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.