Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Переписка > Письма В.М. Васнецова


1885.05.28 - Е. Г. Мамонтовой.

          Е. Г. Мамонтовой.

Рим, 28 мая 1885 г.

          Дорогая Елизавета Григорьевна!
          Вот уже несколько дней я живу в Риме. Хожу целые дни и смотрю, но приходится все рассматривать с птичьего полета, т. к. в одну неделю хорошо и подробно осмотреть Рим очень трудно. И вообще все мое путешествие слишком быстро и похоже на полет, хотя в этой быстроте есть, с одной стороны, и выгода — первое впе­чатление от каждого города не успевает стираться. До сих пор самое милое, самое поэтичное и дорогое впечатление у меня оста­лось от Венеции. Это волшебное заснувшее царство. Святой Марк меня сильно тронул и утешил. Дворец дожей снаружи неописуемо хорош, внутри — не совсем удовлетворителен, хотя роскошен1, все, что я слышал о Маркс, осталось ниже того, что я видел. По приезде в Венецию я тотчас отправился на площадь и увидел нечто сказоч­ное, но действительно существующее.
           Внутренность церкви еще более охватывает душу глубоким художественным и религиозным настроением. В этих темных золо­тых сводах, так ласково с высоты обнимающих и так глубоко уте­шительно смотрящих своими маленькими окнами, есть что-то ми­стическое. Я, по крайней мере, был глубоко взволнован. Четыре дня я пробыл в Венеции и каждый день по два раза ходил к Марку и около Дожей. Один вечер мне остался особенно памятей, это было накануне, кажется, отъезда, я с ними, этими дорогими ста­риками, точно прощался, и так мне было жаль их покинуть. В тот вечер я было начал письмо к Вам, но увидел, что волновавшее меня художественное чувство другому не передаваемо. Из Венеции по­ехал ночью мимо уже совсем заснувших старых дворцов. <...>
           По дороге во Флоренцию заезжал в Равенну2, пробыл в го­роде недолго, даже не ночевал, но видел многое, крайне интерес­ное. Я видел там одни из самых древних мозаик христианских3, очень хорошо сохранившихся. Самый город Равенна скучноват, но церкви его крайне интересны, хотя, по большей части испорче­ны современными вставками. Есть мозаики, поразительные и по исполнению, и по замыслу. В церкви св. Аполлинария4, напр[и­мер], по обеим сторонам базилики тянутся две громадные длинные мозаики, одна изображает поклонение волхвов Б[ого]м[атери] с мла­денцем, и, за волхвами, длинный ряд, девы в белых одеждах, с зо­лотом, между девами — пальмы зеленые — удивительно поэтично, с другой стороны поклоняются Христу — Христос красавец, тоже длинный ряд мужских фигур (23—25) в белом, тоже очень ориги­нальная композиция.
           Вообще впечатление от Равеннских мозаик удивительное, точ­но восход видишь. Во Флоренции я был дня три. Здесь я в первый раз узнал о Микеланджело5. Его ложи Медичи6 — живой камень, равный Антикам. В галерее очень много интересного, в церквях — тоже. Кафедральный собор невозможно скучен внутри, снаружи хоть пестр, но не без интереса, был в монастырях, где жил Fra Beato Анд[желико], меня очень все там тронуло. Вообще же Фло­ренция особенно не привлекла. С прошлой субботы я в Риме. На­сколько цельно впечатление от Венеции, настолько же раздроб­лено оно от Рима. То, что я представлял себе Римом — нужно ис­кать по разным закоулкам, а современный Рим мне не особенно интересен. Старый Рим действует сильно. Живу я на Piegorianu у Феличи, она очень довольна посылкой7 и всем показывает. Устал от путешествия очень, целые дни хожу и смотрю. Хоть и устал, но не жалею, что приехал. Теперь предстоит Неаполь. Поклон С. Ив. Мам[онтову] и Арц[ыбушеву].

Всегда глубоко Вас уважающий Васнецов.



1Васнецов восхищался красотой готической архитектуры Дворца до¬жей, а росписи Тинторетто, Тициана и Веронезе, украшающие интерье¬ры дворца, не вызывали у него восторга.

2-4Равенна — город на севере Италии, где сохранились мозаики V—VI вв., представляющие собой уникальные памятники ранневизантийского искусства, они украшают усыпальницу Галлы Плацидии, церквей Сант-Аполлинаре Нуово, Сан-Витале, Сант-Аполлинаре ин Классе.
5-6Микеланджело был для В. М. Васнецова не просто художником, а художником-кумиром. Aп. M. Васнецов, в 1928 г. в своих воспоминаниях писал: «В начале деятельности всякий художник неизбежно имеет кумиры: у одних — это классики, Ренессанс, мастера современности, у Репина — Рембрандт, у Чистякова — Поль Веронез, у В. М. Васнецова — Веласкес и Микеланджело» (А, М. Васнецов. Как я сделался художником и как и что работал.— В кн.: Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения. М., 1957, с. 138).
7Очевидно, Васнецов остановился в Риме у тех же хозяев, у которых жили Мамонтовы, и передал от них посылку.


М. В. Нестеров. Портрет В. М. Васнецова. 1925.

В. М. Васнецов. Ярилина долина. Эскиз декорации к «Снегурочке» А. Н. Островского. 1885.

Преферанс. 1879. X., м. 84 х 136. ГТГ.


1885.06.08 - А. В. Прахову.

          Дорогой Адриан Викторович, я с 28 мая живу в Абрамцеве. Пропутешествовал я ровно месяц. Видел Венецию, Равенну, Фло­ренцию, Рим и Неаполь. В Палермо мне не удалось съездить — я страшно устал. Но и то, что я видел...

1885.06.23 - А. В. Прахову.

          Я давно уже Вам писал, сейчас по возвращении из-за границы, и просил Вас слезно выслать мне перечень пророков, которые должны быть написаны, и святителей западной и русской церквей — мне это теперь...

1885.07.14 - А. В. Прахову.

          Дорогой Адриан Викторович, спешу ответить на Ваш запрос относительно красок. Очень я рад принять участие в выписке красок прямо из первых рук. Только строго определить количество очень...





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.